Сегодня осетинская свадьба уже не совсем та, что была столетия назад. Тогда было практически невозможно вступить в брак с человеком другой религиозной принадлежности или младшим сестрам выйти замуж раньше старших…
За ненадобностью канул в Лету и древнейший обряд, согласно которому невеста, покидая отчий дом, трижды обходила домашний очаг и прикасалась к надочажной цепи, а затем повторяла все то же самое в доме жениха. С целью упрощения обряда тагаурцы положили конец этому ритуалу, являющемуся пережитком патриархальности: когда в 1860 году во время свадьбы дочери генерала Кундухова девушка, желая получить благословение домашнего очага, собиралась сделать три оборота вокруг него, но ее отец преградил ей дорогу и, обратившись к шаферу, сказал: «Пусть она только прикоснется к цепи, и больше ничего». С того момента обряд перестали соблюдать.
Одним из самых главных пережитков прошлого был калым (осет. ирœд), ложившийся тяжелым бременем на плечи горцев. Он разрушительно сказывался на их хозяйстве и в числе других причин серьезно тормозил рост народонаселения в дореволюционной Осетии.
Молодые люди, прежде чем заговорить о женитьбе, заранее начинали готовиться и собирать деньги, для этого им нередко приходилось выезжать на заработки за пределы страны, но даже это не гарантировало финансовой состоятельности. Если семья жениха не могла уплатить калым вовремя, интервал между помолвкой и свадьбой мог длиться годами, а иногда из-за его непомерной тяжести случалось так, что невесту забирали в дом жениха как бы в «рассрочку», с последующей выплатой.
С приходом советской власти в Осетии была организована активная работа по преодолению этого пережитка прошлого. Немалую роль в этом деле сыграла молодежь, выступившая инициатором ее организации: в результате уже в 20-е годы калыму в его прежнем виде был положен конец.
Также в прошлом во время сватовства представители жениха приносили в дом невесты определенную сумму денег в качестве задатка (осет. фидауæггаг), что означало, что между родителями невесты и жениха состоялось брачное соглашение. Фидауæггаг обычно равнялся стоимости вола и шел в счет будущего калыма. Живо это и сегодня: к сожалению, мало кто задумывается о смысле этого обычая, и он продолжает исполняться подавляющим большинством населения Северной Осетии. Однако в какой-то мере этот обряд является пережитком, оскорбительным для невесты, поскольку превращает ее в объект купли-продажи, в качестве которого она выступала во времена существования калыма.
Неизменным компонентом свадебных обрядов были и остаются подарки, и в этом, в принципе, нет ничего плохого. Однако раньше подарки были скромными и преподносились лишь определенным людям, а сегодня этот обычай проявляется с ненужными излишествами: расширился круг лиц, которым непременно нужны подарки, обращается пристальное внимание на их стоимость, да и делается это все уже не от души, а только лишь для того, чтобы не выглядеть хуже других.
Раньше подарки имели прикладное значение: прежде всего к ним относились свадебные наряды невесты, презенты свекрови и свекру, их детям и близким родственникам. Это были и необходимые в семейной жизни предметы: стенное зеркало, медный таз, рукомойник и тому подобное. Все это в большом сундуке вместе с невестой отправлялось в ее новый дом и там вручалось в торжественной обстановке. Сегодня, к сожалению, в ходу денежный эквивалент подарков.
Отдельного внимания заслуживают и послесвадебные осетинские обряды, и одним из них является «уайсадын»: согласно ему, невестка не может говорить со старшими членами семьи или в их присутствии с кем-то другим, это неприлично. Обычно это продолжается до тех пор, пока старшие не соблюдут некоторые формальности и не преподнесут девушке подарок. Проведенный опрос показал, что сегодня этот обычай поддерживается значительной частью осетин старшего и среднего возрастов, которые не видят в нем ничего предосудительного, однако большинство опрошенных считает этот обряд все же изжившим себя, так как он создает множество неудобств в быту.
Практически полностью исчезли и еще несколько послесвадебных обычаев. Например, такой: первые несколько дней после прихода в дом мужа невестка должна была стоять в углу комнаты с закрытым шалью лицом. Ей не разрешалось ложиться спать до тех пор, пока не лягут все остальные члены семьи. Невестка проводила бессонные ночи в ожидании мужа, его отца и братьев, а после их прихода должна была снимать с них обувь и мыть им ноги. При этом ей нужно было еще и раньше всех вставать, успев до рассвета подмести двор и часть прилегающей к нему улицы. Это было для нее делом чести и престижа. Сегодня эти ритуалы если и соблюдаются, то лишь частично и по большей части в высокогорных селах.
Несмотря на то, что в свадебных обрядах многое безнадежно устарело и неприемлемо для современных условий жизни, все это формировалось нашими предками, которые жили и работали в иных условиях. Может показаться, что здесь много примитивного и архаичного, но на самом деле они пронизаны духом любви к жизни и к людям, в них отражена многовековая история народа.
У горцев не было регистрации брака, но это никак не ослабляло их брачных уз. Осетины хранили верность данному слову, а авторитетным свидетелем столь важного акта в их жизни, как вступление в брак, становился народ. Понятия развода практически не существовало, если они и происходили, это были редчайшие единичные случаи.
Главный смысл любой традиции заключается в преемственности поколений, в передаче опыта и культуры предков, поэтому изначально в традициях нет ничего дурного, наоборот: их цель улучшить и упростить жизнь. Время идет, меняются условия жизни, и нужно лишь определиться, каким из обычаев продолжать следовать в силу их актуальности, а какие за неактуальностью можно вычеркнуть из своей жизни и забыть.
Очень познавательно и интересно, правда, запомнилось больше всего то, что невеста должна стоять с закрытым лицом...
0 Ответить
Статья понравилась, интересная и информативная. Из свадебных обычаев понял, что в основном они были направлены на то, чтобы небезвыгодно отдать дочь в рабство. Понятно, что желания невесты никто не спрашивал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фрол Фролкин, в древних обычаях отражается условная "смерть" невесты в своем роду и "рождение" ее как нового члена семьи мужа, поначалу с "птичьими правами".
Дочь очень невыгодно отдавать замуж в таких патриархальных обществах. Никакой калым не покрывает стоимости приданого, которое должно обеспечить ее до конца жизни.
0 Ответить