Денис Мисюля Грандмастер

Как развивались русские газеты в 1880-1890 гг?

Скажите, ведь всегда приятно открыть газету и прочитать на её полосах какое-нибудь журналистское расследование или сводку последних новостей, спортивное обозрение или материалы из редакционной почты. Так ведь?

К чему я всё это? Ведь сейчас у нас эра Интернета, и мало кто покупает газеты. Ещё меньше тех людей, которые хранят их дома и могут из года в год возвращаться в любимый архив. Но, окунувшись в атмосферу столетней давности, могу с уверенностью сказать, что тогда газета была очень популярной. Её читали все, от мала до велика.

До 1880-х годов сельские жители о газете знали лишь понаслышке, так как купить бумажный листок можно было только в городе, и подписаться на газету можно было только городским жителям. А с 1880-х годов газета начала активно осваивать девственные территории, то есть проникать и в деревню. В то время многих сельчан в газетах больше всего привлекали сенсационные сообщения и уголовные хроники. В принципе, за сто с лишним лет ничего не изменилось. Люди как любили читать про то, как у кого слетело платье, или про то, как кто-то кого-то застрелил или изнасиловал, так и продолжают любить такого рода чтиво.

Число газет за это время значительно возросло. Появились разнообразные специализированные газеты: религиозные («Церковные ведомости»), правоведческие («Судебная газета»), искусствоведческие («Ежедневное либретто»), педагогические («Жизнь и школа»), военные («Морская газета»), спортивные («Листок спортсмена») и др.

В это же время впервые появилась ежедневная печать. Редакторы начали понимать, что люди нуждаются в каждодневных новостях. Только вот конкуренция была очень жестокой, и поэтому каждая ежедневная газета билась всеми силами за подписчика. Чего только в то время не придумывали, чтобы заманить человека оформить бумаги на получение газеты в свой почтовый ящик. Например, можно было подписаться в рассрочку, правда, как это выглядело, я себе не представляю.

Также к газетам выпускали различного рода тематические приложения. В большинстве случаев такие приложения выходили в преддверии крупных праздников. Интересной формой борьбы за подписчиков был выпуск двух газет в один день. То есть, утром и вечером. «Новое время», выходившее дважды за сутки, дублировало информацию утреннего выпуска, добавляя свежие новости. Многие газеты привлекали подписчиков бесплатными объявлениями, каковых можно было опубликовать гражданам всего шесть за год, — например, «Петербургский вестник». Редакции в это время уже пытались установить связь с читателем. Они формировали что-то вроде теперешней «обратной связи».

В 1880—1890 годах в народе был очень популярен жанр фельетона. Редакторы особенно тщательно относились к выбору фельетониста, так как от его пера зависел тираж газеты. Чрезвычайно популярными были политические фельетоны.

Самое интересное, что сегодня много споров идёт на тему «Журналистика — женская профессия». Зато, возвращаясь на столетие назад, мы можем увидеть, что женщин-журналистов тогда очень не любили и относились к их труду с презрением. Чаще всего, женщин в редакциях держали только как переводчиков зарубежной периодики и беллетристики.

Что касается зарплаты журналистов в то время, то она была очень маленькой (150−200 рублей). А так как для нормального существования нужно было около 2000, то журналисты либо жили в долг, либо работали в нескольких изданиях одновременно.

В 80-х годах 19 века в Россию наконец-то пришла реклама. Именно в это время впервые начали печатать рекламные объявления, как в виде картинок, так и в виде частных объявлений, что давало газетам не только полосное наполнение, но и гораздо больший охват читательской аудитории. Самое интересное, что тогда ещё не придумали цензуру на рекламу, и поэтому она была свободной, что рекламодателей безмерно радовало.

В это же время появилась и розничная продажа газет, но она проходила только в центре города, так как распространителям неинтересно было добираться до окраин — там платили меньше. Именно поэтому господин Суворин выкупил право на продажу газет на железнодорожных станциях, что принесло ему значительную прибыль, а людям информацию.

80−90-е годы 19 столетия можно назвать началом российского печатного бума. Именно в это время русская журналистика начала бурно развиваться, в газетах появились фоторепортажи и материалы из зарубежной периодики. Журналистика стала занимать одно из важнейших мест в жизни общества.

Обновлено 27.06.2007
Статья размещена на сайте 31.05.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: