Сергей Курий Грандмастер

Как Ян Андерсон отказался от молодёжной революции и заиграл Баха? Ко дню рождения лидера группы JETHRO TULL

Такой классический инструмент, как флейта, использовался в рок-музыке ещё до группы JETHRO TULL (например, теми же MOODY BLUES). Но только у JETHRO TULL флейта стала одним из ведущих инструментов.

Kruglov_Orda, Shutterstock.com

В руках лидера группы — Яна Андерсона — она превратилась в настоящее боевое оружие (не хуже соло-гитары), стала «визитной карточкой», той «изюминкой», которая привлекла к группе внимание слушателей.

Но если бы всё ограничивалось необычным инструментом, вряд ли бы JETHRO TULL могла бы так долго удерживать внимание своих поклонников и музыкальной прессы (пристальное внимание держалось, как минимум, дюжину лет).

Настоящий секрет успешного долгожительства группы заключался, прежде всего, в композиторском, поэтическом и актёрском талантах Андерсона, блестящем мастерстве многочисленных участников TULL (в группе переиграло не менее 20 человек) и — главное — умении развиваться, экспериментировать, удивлять. Чтобы убедиться в этом, мы возьмём для анализа восемь песен JETHRO TULL, у каждой из которых своя захватывающая история.

«Bouree» (1969)

Материал первого альбома группы «This Was» (1968) был, конечно, забавен уже по определению — эдакий блюз-рок с флейтой и колоритным фронтмэном, одновременно дудящим и скачущим на одной ноге.

Но, если бы на этом всё остановилось, интерес к JETHRO TULL пропал бы так же быстро, как и появился. Играть одни блюзы надоело и самому Андерсону. На почве творческих споров из группы уходит один из основателей, Мик Эбрахамс, а на его место приходит гитарист более широких вкусов — Мартин Барре (по сути, единственный бессменный участник TULL по сей день).

Второй альбом группы — «Stand Up» (1969) — заложил тот фундамент, на котором будет стоять и строиться всё дальнейшее творчество группы. Блюзовые номера, безусловно, присутствовали, но жанровый спектр альбома необычайно расширился — появились элементы джаза, классики, фолка и даже этники (правда, индийский ситар, который мы слышим в песне «Fat Man», на самом деле оказался нашей родной балалайкой).

Вариации на тему классики мы можем услышать в прекрасной инструментальной композиции «Bouree». Этим словом назывался средневековый французский танец, а сама композиция «Буре Ми-минор» была создана не кем-нибудь, а Иоганном Себастьяном Бахом. Правда, писалась она для лютни, но позже стала одной из популярных пьес, разучиваемых на классической гитаре.

Случилось так, что по соседству с Андерсоном поселился студент консерватории. И однажды он долго не мог разучить на гитаре то самое «буре» Баха. В результате, звуки из-за стены прочно застряли в голове рок-флейтиста.

До этого Ян играл на концертах инструментальную импровизацию на тему «Серенады Кукушки» Роланда Кирка (кстати, именно игра Кирка вдохновила Андерсона взяться за флейту). Теперь он искал нечто новое для своих импровизаций — «тоже с синкопированным джазовым чувством, но не из джаза».

Ян рассказал о «Буре» Мартину Барре, а у того по случайности где-то завалялись её ноты. Результат вышел отличным, а «Bouree» до сих пор исполняется Андерсоном на концертах. Как хорошо написал один критик, композиция у группы зазвучала «торжественно и грустно, ассоциируясь с осенним лесом в пока еще солнечный, но уже холодный день».

Может, поэтому Ян никогда не возражал против свободного использования своих оригинальных произведений для сэмплов и импровизаций (при условии, если они делаются не для порнофильмов и компьютерных стрелялок).

Я. Андерсон:
«Я ведь и сам когда-то делал нечто подобное с записями классической музыки — заимствовал из них основную мелодическую линию или гармоническую последовательность, а все остальное радикально переаранжировывал на свой лад. Мне кажется, что если бы Иоганн Себастьян Бах дожил до наших дней, он не имел бы ничего против этого»
.

«Living In The Past» (1969)

В начале 1969 года альбом «Stand Up» ещё не был выпущен, а JETHRO TULL колесили по США, совмещая выступления с записью новых песен. Ян рассказывал, что однажды к нему в номер зашёл менеджер группы Терри Эллис и сказал, что, если TULL хотят заработать себе на пропитание, они должны срочно записать какой-нибудь хит для сингла. На что Андерсон саркастично ответил: «Конечно, Терри, подожди пару часов, я сейчас сбегаю в свою комнату и напишу хит». Шутки шутками, но спустя несколько часов Ян действительно вернулся с новой песней.

Надо сказать, что для хита она была слишком необычна. Необычным был её ритм — 5/4 (правда, он сразу врезался в память), необычным было её название «Живущий в прошлом» и необычным был её текст. В разгар рок-революций, молодёжных протестов, секса, драгов и рок-н-ролла, Ян пишет следующие строчки:

Было время, я постоянно входил в какие-то объединения.
Все парни и девушки были моими друзьями.
А сейчас вот революция, однако,
никто не знает, за что он борется.
Давай закроем на все глаза.
Там на улице жизнь течет намного быстрее.
О, мы не сдадимся.
Мы и дальше будем жить в прошлом.
(Пер. — Сергей Баранцов)

Тут не мешает вспомнить, что Андерсон сотоварищи — буйные и драйвовые на сцене — за кулисами рок-площадки разительно отличались от своих коллег. Никаких тебе наркотических угаров, раскуроченных отелей, драк и девчачьих гаремов. Андерсон вообще недолюбливал обдолбанных хиппи и все эти игры в бунтарей (он даже от участия в Вудстокском фестивале отказался). Его интересовало только творчество, и там он был настоящий бунтарь.

Я. Андерсон:
«Никто не симпатизирует тем, кто отклоняется от общего курса — так что много музыкантов пошли на поводу у тенденции и демонстрируют „левые“ взгляды, в то же самое время утопая в деньгах и живя в роскошных апартаментах в престижных районах.
…Сейчас разрушаются многие важные моральные ценности. Секс вышел из подполья, а любовь и романтика напрочь задушены порнографией. Я не против большей свободы в этой области, но не доводить же все до таких крайностей. Все хотят мгновенной революции, но революции редко бывают успешными, тем более, когда они совершаются за столь короткое время. Я думаю, что все эти рок-революционеры успокоятся, когда обзаведутся своими собственными детьми»
.

Как в воду глядел…
Что до записи песни, то проходила она в тех же гастрольных дорожных условиях. Написал песню Ян в Бостоне, инструменты записывались в Нью-Йорке, голос — в Калифорнии, после чего плёнку отправили в Англию. Группа ещё не вернулась из турне, как на прилавки лёг сингл «Living In The Past». Несмотря на немодное название и неоднозначную реакцию рок-коллег, народ песню оценил, и она попала на 3-е место британского топа.

Так как Ян какое-то время старался разделять синглы и альбомы, в «Stand Up» песня не вошла. Да и на концертах до 1986 года почти не игралась. Правда, спустя три года песня вошла в сборник, так и названый, «Living In The Past», и в том же 1972 году переиздана синглом для США, где теперь заняла 11-е место.

А в 2002 году JETHRO TULL издали концертный альбом, который остроумно назвали «Living With The Past» («Жизнь с Прошлым»). Правда, Андерсон всегда просил не воспринимать это выражение как свидетельство своего ретроградства.

Я. Андерсон:
«Мне важно знать что-то о прошлом, тогда история для меня приобретает некий личностный характер. Но нельзя хоронить себя в прошлом, быть излишне привязанным к нему. Знаешь прошлое — понимаешь настоящее, и это главное. Но ничего более»
.

Что до альбома «Stand Up», то он прекрасно обошёлся и без «Living In The Past», став № 1 в Британии и № 20 в США. Мало того, в опросе «Melody Maker» о лучших группах 1969 г. JETHRO TULL заняли 2-е место между… BEATLES и ROLLING STONES!

Но их самый популярный альбом был ещё впереди…

Обновлено 9.08.2013
Статья размещена на сайте 5.08.2013

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: