Ювелир посадил лебедя (или лебедку) в гнездо высиживать яйца. Крылья, шея и туловище лебедя сделаны, видимо, из слоновой кости с вставкой большой жемчужины. На шее лебедя — корона, сам лебедь сидит на яйцах-жемчужинах. Яйца лежат на травяной подстилке (травка — из золотой проволоки), и все это размещено в золотой вазочке, края которой инкрустированы рубинами и бриллиантами.
Слегка пьяный и основательно веселый персонаж — профессию определить затруднительно — в одной руке держит две грозди винограда, в другой — нож. Он только что срезал кисти (одна — из аметиста, другая — из сердолика) и намеревается отрезать еще. Он не чувствует, что к нему сзади подкрался кот, пытающийся залезть в полную корзину за его спиной.
Пять крупных жемчужин формируют тело персонажа: одна — туловище, две — руки, еще две — ноги. Еще одна жемчужина использована для изготовления туловища кота. Персонаж сидит на низеньком бочонке из золота, его шотландская юбка, на ногах и руках — полосатая эмаль, а вдоль живота идет планка с бриллиантами.
Перед нами — торговец галантереей: у него есть зеркало, пара ножниц, пара очков, пряжки и колокольчик. Шапка на голове, туловище и ноги — из «неправильных» жемчужин, корзина сплетена из золотых прутьев, рукава отделаны зеленой эмалью, чулки — синей, туфли — черной. На пряжках туфель — бриллианты. Рядом сидит пес-далматин, голова и туловище которого сделаны из жемчужин, все остальное — эмаль.
Прямоугольное основание инкрустировано бриллиантами, рубинами, изумрудами.
А вот и театральный персонаж. Арлекин, клоун. Лицо замазано «под негра». Туловище из «неправильной» жемчужины, шляпа на голове — жемчужина, отороченная эмалью и бриллиантами. Вдоль живота — планка с бриллиантами. Брюки, руки- разноцветная эмаль. Сбоку висит нечто непонятное, инкрустированное бриллиантами. Основание — золото, инкрустированное бриллиантами и расписанное цветной эмалью. На картуше — кто-то кого-то пытается соблазнить или просто украсть.
Еще один театральный персонаж. Артист наряжается перед выходом на арену. Он сидит на подушке, скрестив ноги. В зеркале он примеряет дьявольскую гримасу. Туловище — жемчужина, тулья шляпы — то же самое. Планка вдоль туловища отделана бриллиантами, на шляпе в центре тульи — бриллианты, на рукавах — полосы, отделанные бриллиантами. Подушка — золотая, отделанная зеленой эмалью.
Эта сценка — из жизни кочевников. На одногорбом верблюде (его называют «дромадер») сидит мавр, а между ног верблюда — сидит второй мавр. Туловище дромадера — из больших жемчужин, мавры окрашены черной эмалью. Постамент сложной формы украшен изумрудами и бриллиантами. Мавр наверху правит дромадером, у него в руках золотые вожжи.
На пьедестале — роспись, на которой мавр представляет богатства своей земли: в его сундуках драгоценные камни, ювелирные изделия, серебряные сосуды, фарфор. На земле возле него лежат монеты, как символ торговли этими редкостями, доставленными в Европу.
Сказочный персонаж — танцующий гном. Большое туловище, несоразмерная голова, маленькие ручки. Туловище — жемчужина с планкой из бриллиантов, в руке — стакан. В шляпе торчит игральная карта. Точнее было бы название «Игрок».
Опять циркачи: танцовщица и карлик — скрипач. У нее — кастаньеты, хотя одеяние не вяжется с представлениями об испанских танцовщицах. Она пляшет — и он приплясывает, его левая нога согнута в колене.
Буйный повар с широкой улыбкой на веселом лице поднял свою короткую ногу в изящной позе, как бы в танце. Он веселится: пытается играть кочергой на решетке для гриля (как на скрипке). Странный персонаж, приземистое тело которого выполнено из грушевидной жемчужины, одет в элегантный сине-зелено-золотой полосатый костюм и зеленую широкополую шляпу. Он является одним из немногих «дрезденских драгоценных жемчужин», для которых термин «гротескная фигура» — это правда в строгом смысле слова: повар взят с карикатуры Жака Калло (1592−1635).
На боковине постамента — вокруг статуи бога плодородия Приапа, танцуют голые фигуры.
Жемчужины — уродливые, фигурки — гротескные, искусство — непревзойденное…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...