Фрагмент мастерской сапожника. Столик с ящиком под столешницей, за которым сидит мастер, девственно чист (не очень похоже на правду). На полу и колодки, и готовые туфли, инструмент, бадья (возможно, для вымачивания кожи). Мастер привязал к колену башмак и подшивает подошву (в его руках — дратва).
Фигурка из слоновой кости изображает человека, сидящего на красной подставке. Под его ногой лежит что-то бесформенное. На нем шляпа, которую он придерживает рукой, короткие брюки, раскрытая рубашка. Он смотрит куда-то вдаль. Его рот открыт — он кричит или кого-то зовет. Если верить названию, то перед нами рыбак. И если это рыбак, под его ногой должна быть сеть. Он встревожен, видимо, в море (или в реке) бушуют волны, в море лодка, в которой есть некто, кого ждет рыбак.
Слоновая кость, закрепленная на подставке, — это крышка табакерки. Сама табакерка — коробочка, установленная на деревянном основании. Драгоценные камни обрамляют основания и фигурки, и коробочки.
В руках согнувшегося человека — половинка ножниц, он ее точит. Точильные диски установлены на тачке, закреплены на двух параллельных валах. Кривошип приводится в действие нажатием ноги на педаль, вращает вал, и вращение передается ремнем на вал с точильными дисками. Тачка одноколесная, у лонжеронов есть опоры, на которых во время работы покоится вся конструкция. (С точки зрения механики, конструкция слишком неустойчива, чтобы ей можно было долго пользоваться. Может быть, ювелир не стал все дотошно воспроизводить, чтобы не усложнять восприятие, исходя из принципа «дурак не заметит, а умный простит».)
На точильщике шляпа, кафтан, бриджи, гольфы и башмаки с пряжками.
Основание фигуры на фигурных ножках блестит золотом и украшено виньетками и драгоценными камнями.
Старый еврей (старый, потому что у него необычно крупные черты лица и нет нижнего переднего зуба; еврей, потому что у него на голове кипа) в пальто и со шляпой в руке стоит на подставке, к которой внизу пристроены часы (видно цифры). Часы заводятся ключом, который (судя по всему) держит Натан.
Вся конструкция украшена позолотой и драгоценными камнями, а фигура вырезана из слоновой кости.
Статуэтка — карикатура, пародия, гротеск. У нее был прототип — реальное лицо, глава пражской общины евреев Натан Гиршль, объект нападок антисемитов. Жак Калло (1592−1635) нарисовал на него карикатуру (так она выглядит в издании 1715 года).
Гончар на рабочем месте: перед ним — гончарный круг, вокруг него — образцы его продукции, все чистенько, аккуратненько, грязь только на руках мастера. Правда, картинка далека от действительности. Прежде всего, гончар никогда не поставит готовое изделие на круг (горшок блестит, по кромке уже нанесена позолота) и никогда не возьмется за готовую вещь вымазанными глиной руками.
Скорее всего, ювелир попросил гончара попозировать и сделал все покрасивее.
На руке человека в шляпе и пальто с большими обшлагами висит сумка с товаром. Если принять за истину, что он продает оружие, то в его сумке кинжалы, шпаги и сабли. Поза продавца говорит о том, что перед ним покупатель, сейчас сумка будет поставлена на землю, и покупатель начнет выбирать нужный ему клинок.
Постамент отделан драгоценными камнями и эмалью.
Сюжеты слишком приземленные, но они интересны деталями, воспроизводящими (хотя и очень приблизительно) быт низшего сословия. А фигурка точильщика, пожалуй, единственное документальное свидетельство использования механического точила в те далекие времена.
Прикольно
0 Ответить