Борис Рохленко Грандмастер

Портрет галереи. А такое бывает?

Среди множества художественных полотен есть вид, которому трудно дать определение. Это — не портрет, это — не пейзаж, это не жанровая сценка. На таких полотнах воспроизводятся галереи.

Джекоб Форментроу (Jacob Formentrou), Картинная галерея, 1659

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614−1652), наиболее заметный коллекционер из семейства Габсбургов, за время своего правления в Нидерландах с 1647 по 1656 год собрал 1400 полотен (некоторые источники существенно уменьшают эту цифру — 500).

Основу его коллекции составляли работы нидерландцев и венецианцев XVI века. В его собрании было множество произведений известного голландского художника Давида Тенирса Младшего — одного из наиболее значимых художников и гравёров фламандский школы.

В 1633 г. он вступил в Гильдию Святого Луки города Антверпена, в 1637 г. женился на дочери знаменитого художника Яна Брейгеля Старшего. Брак принёс ему солидное приданое, а также дружбу и покровительство Питера Пауля Рубенса.

В 1644 г. Давид Теннирс был выбран деканом антверпенской Гильдии Святого Луки. Эрцгерцог стал покровителем художника и в 1651 г. пригласил его на должность придворного живописца и хранителя коллекций.

Около 1655 г. Давид написал для него уменьшенные копии с 243 полотен старых итальянских мастеров из коллекции эрцгерцога. Эти копии были использованы для изготовления гравюр, изданных в 1660 г. в альбоме «Театр живописи» (лат. Theatrum Pictorium), по сути, первого в истории иллюстрированного каталога частной коллекции.

Тенирс создал серию интерьеров — «портретов галереи» эрцгерцога.

Как пишут искусствоведы, картина не совсем соответствует действительности, потому что такое высокое помещение с окнами слева не существовало в то время. Размеры и пропорции некоторых картин изменены, они никогда не развешивались в таком сочетании.

Здесь Давид Тенирс представлен в компании ученого-коллекционера во время посещения галереи.

Слева другие гости столпились около стола, среди них миниатюрный капеллан замка, художник, а позднее — управляющий галереей Антониус ван дер Барен.

Такие «портреты» имели сугубо практическое значение: один из них был послан брату эрцгерцога, императору Сввященной Римской империи Фердинанду Второму как доказательство хорошего состояния галереи.

Эрцгерцог также рекомендовал художника европейским монархам. Король Испании Филипп IV купил столько картин художника, что пришлось строить новое здание галереи для их размещения.

Тенирс играл важную роль в основании антверпенской Академии художеств, в 1663 г. он был назначен её первым директором. В том же году он был удостоен дворянского звания, после чего перестал требовать деньги за написанные им картины.

В 1662 г. Давид купил замок близ Вилворде, ранее принадлежавший Питеру Паулю Рубенсу.

Давид Тенирс был женат дважды. Первая жена умерла в 1656 году, вторая — в 1683. После смерти второй жены дети от первого брака начали против отца судебный процесс, который продолжался еще два года после его смерти.

Создатель «портретов галерей» Давид Тенирс младший умер в 1690 году, восьмидесяти лет от роду.

У Иоганна Цоффани, автора «портрета галереи» под названием «Трибуна Уффици» («The Tribuna of the Uffizi»), всё было не так радужно. В обширном комментарии к этому шедевру изложена история её создания.

Галерея Уффици во Флоренции — одна из богатейших галерей мира. Здание галереи было построено по приказу герцога Тосканского Козимо Медичи и первоначально предназначалось для властных учреждений. Но власть Козимо закончилась (это было между 1450—1460 годами), и он пригласил Джордже Вазари построить У-образное здание, которое радует глаз и сегодня.

Спустя много лет (около 200) английская королева увидела в покоях принцессы Шарлотты картину «Кабинет картин» («Cabinet of Paintings») Джекоба Форментроу. Думаю, ей стало просто обидно: как же так, у принцессы есть, а у королевы — нет! Она призвала к себе своего придворного художника Иоганна Цоффани (Johann Zoffani, 1733−1810).

Цоффани родился в Германии, учился в Германии и Риме, появился в Лондоне в 1760 году и прославился скрупулезностью своих картин. В 1768 году он был в числе основателей королевской академии. Король Георг Третий был его покровителем и заказчиком.

Летом 1772 Иоганн отправился во Флоренцию с 300 фунтами, выданными королевой, рекомендательными письмами и поручением скопировать наиболее интересные экспонаты коллекции великого герцога Тосканы, выставленные в Трибуне дворца Уффици (Трибуна — это название одного из выставочных залов дворца).

Процесс сотворения картины был медленным и болезненным. Пишет один из современников: «Это было одно из наиболее трудоемких предприятий, которые я когда-либо видел. Он (художник) не только должен скопировать большое количество картин и статуй и саму комнату, что само по себе нелегко сделать, но даже рамы и наимельчайшие детали, которые встречаются на маленьких бронзовых вещицах, а также сделать полную и точную картину кабинета».

Работа продолжалась 5 лет. Наконец, в 1777 году картину привезли в Англию.

Художнику оплатили его работу и расходы на проживание в Италии. Но картину не приняла королева.

Еще в процессе работы выяснилось, что художник намеревается заполнить пустое пространство разного рода гостями, в том числе — совершенно не именитыми. Это вызывало возражения, когда Цоффани писал картину, а по ее завершении вызвало такую реакцию английского короля: «Для королевы совершенно неприемлемо повесить такую картину в любом из ее апартаментов».

Это был конец придворной карьеры художника, его уволили с должности.

А по существу картина представляет собой мини-энциклопедию искусства. Что воспроизвел художник? Рубенса, Тициана, Рафаэля и других известных в то время художников и скульпторов, произведения которых были во владении герцога Тосканского.

Довольно странно, что королева захотела именно такую картину. Арифметика простая: художник работал над ней пять лет. За это время он мог скопировать в полный размер все, что он поместил на полотне. И была бы у королевы отличная галерея. Только что это были бы копии. Может быть, именно это соображение привело к тому, что она получила. А может быть, у нее не было денег строить новое помещение, новую галерею.

Несмотря на королевскую немилость, Иоганн продолжал работать в Англии и был успешен. В 1782 году он написал достаточно хорошо известное полотно «Чарльз Тоунли с друзьями в галерее Парк-стрит, Вестминстер».

Он умер в возрасте 77 лет в графстве Миддлсекс.

Обновлено 1.09.2013
Статья размещена на сайте 24.08.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 2 сентября 2013 в 05:37 отредактирован 2 сентября 2013 в 05:38

    А еще стоит поинтересоваться таким французским художником, Луи Беру (Louis Beroud). Вот уж нарисовал "портретов" галерей! Но прославили его не столько картины, сколько один удивительный случай...

    Оценка статьи: 5