Борис Рохленко Грандмастер

Художник Хуан Сала. Забыт?

Хуан Сала Габриэль (Juan Sala Gabriel) родился в 1869 году в Барселоне, умер в 1918 году в Париже. Учился в Барселоне, побывал в Италии, осел в Париже. С 1893 выставлялся в Париже каждый год, получил бронзовую медаль на Всемирной выставке 1900 года.

Хуан Сала «Послеобеденное чаепитие»

Его картины до сих пор продаются на различных аукционах, оседая в частных коллекциях. Самые разные по технике, по сюжетам, по драматизму.

«Любящая мать». Напряженный взгляд, ребенок крепко прижат к груди. В широко раскрытых глазах тревога: может быть, ребенок болен и болен тяжело? (Нет датировки. Может быть, это портрет его жены Фернанды Каролины с дочерью?)

«Возвращение с рынка». Поздняя осень, холодно. Легкий морозец подрумянил щеки. Усталая женщина возвращается с рынка. На руках — младшенькая, за руку держится еще одна, впереди — сын. В ее руке — кошелка с продуктами. Мальчик держит подмышкой еще одну кошелку. Продавец справа показывает ему что-то, пытаясь соблазнить на покупку. Мальчик смотрит на него искоса, ему очень хочется, но он понимает, что мама ничего не может ему купить. У женщины — потухший от тяжелой жизни взгляд.

«У витрины». Витрина с дамским товаром. Что именно продают — не очень понятно. Старичок лицом к зрителю, молодая женщина лицом к витрине. Как бы нет прямой связи между персонажами, но кажется, что это — любовники. И ей бы что-то хотелось, но старичок непреклонен, его поза так и кричит: «Не допросишься!»

«Момент». За стеклянной дверью — танцы, какой-то бал. А здесь, в зимнем саду, двое. Ее перчатки и расческа — на стуле, она вышла якобы поправить прическу. А тут — он! Да такой настойчивый! И нескромный, если не сказать — нахальный! Обхватил за талию, целует грудь… Однако это так приятно! Что-то будет после бала?

«Кокетка». Столик с гранатами и виноградом, диван с невообразимым количеством подушек и она. Почему-то в черных прозрачных чулках, хотя верхняя половина обнажена. Ее закрывает атласное покрывало темно-синего цвета, который подчеркивает роскошную белизну открытых частей тела. Улыбка настолько недвусмысленна, что возникает вопрос к тому, на которого она обращена (улыбка): «Ну, что же ты? Ну, где же ты?»

Кажется, что эти картины — «Момент» и «Кокетка» — из одной серии, «Кокетка» продолжает «Момент».

«Послеобеденное чаепитие». Конец лета, листва на деревьях отдает золотом, но жизнь прекрасна! Очаровательные дамы собрались на террасе, сейчас будут пить чай. Как они милы! Какие у них шляпки и прически! А какие платья!

Хуан Сала был почти забыт, но его внук знал, что на стенах парижского особняка, в котором он жил, висели картины его деда. Его мать — дочь художника — практически не помнила отца и ничего не могла о нем рассказать любопытному внуку. В этом же особняке он обнаружил старые документы и начал искать людей, которые могли бы восстановить жизненный путь деда.

Таким человеком оказалась Мирель да Лясус (Mireille de Lassus). Она связалась с музеями и коллекционерами, написала биографию Хуана. В 2009 году она выпустила каталог картин Хуана Села Габриеэль — как памятник воскресшему из забытья художнику.

Обновлено 4.10.2013
Статья размещена на сайте 19.09.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: