Затем колокол был сослан в Сибирь и его на веревках волоком тащили за партией ссыльных угличан, взбунтовавшихся по его призыву. Много лет спустя по просьбе угличан мятежный колокол был возвращен из ссылки назад в Углич и водружен на одной из колоколен. Набатный звон колокола приносил раздражение многим представителям власти, которые, в свою очередь, издавали указы о снятии колоколов с колоколен.
Указы о колоколах издавали и общепризнанные церковью «антихристы» — царь Иван IV и Петр I, которые отличались жестокой расправой с боярством и непокорным народом. Но все их жестокие шутки с боярами, сопряженные с пытками, необычными назвать трудно.
Подобно персидскому царю Артаксерксу, русский царь Борис Годунов также отличился выбором не совсем обычного наказания. Когда царю Борису донесли, например, о том, что князь Бельский в домашних условиях величает себя царем, Годунов разорил его и отправил в тюрьму. А затем подверг позорному наказанию, поручив одному из своих иностранных врачей вырвать у Бельского по волоску всю его длинную бороду.
Высокопоставленные нарушители законности в России по царскому приказу несли свое наказание: «выдача головой», когда дьяк или подьячий вел «выдаваемого головою» пешком (что уже было бесчестием) во двор соперника, ставил его на нижнем крыльце и объявлял, что царь выдает такого-то головой. «Пожалованный» бил царю челом за милость и дарил дьяка или подьячего подарками, а выданного себе головою отпускал домой, не позволяя ему садиться на лошадь у себя на дворе.
«Выданный головой» обыкновенно при этом ругался всеми способами, а пожалованный не обращал на это никакого внимания. Иногда царь за ослушание, кроме выдачи головой, приказывал наказывать виновного батогами. Вот так и жили, соблюдая общий интерес: один «бил челом», а другому били по этому «челу», восстанавливая законность и справедливость.
Частые разногласия, происходящие между современными депутатами, когда они, не стесняясь присутствия представителей средств массовой информации, устраивают публичные драки, имеют, как оказалось, дальнюю основу. В разных исторических материалах есть сведения, показывающие, как близкие к царю люди почти на глазах его ругались и дрались между собой и не смущались тем, когда их били по щекам или батогами.
Так, например, одного, по имени Леонтьев, за жалобу на князя Гагарина думный дьяк бил по щекам. А другого, Чихачева, за жалобу на князя Шаховского бояре приговорили высечь кнутом, но думный дьяк Луговский и боярин Иван Никитич Романов сами собственноручно тут же, во дворце, отколотили его палками (возможно, описанное административное наказание принесло бы наибольший эффект в нынешнее время, когда государство никак не может найти управу на проворовавшихся чиновников).
Палками били и мелкопоместных дворян, задолжавших кому-либо денежные средства. Некоторые из них хотя и владели имениями, но соглашались подвергать себя правежу и позволять себя бить палками, не желая отдать за долги свое имущество. И правительство приняло решение, чтобы таких должников не держать на правеже более месяца, сыскивать долги на их имениях.
Столь популярные в истории Европейского права ордалии (суд Божий) на Руси не прижились из-за отсутствия движущего фактора — инквизиции, и исполнялись в народе с большими искажениями. Один из примеров описания «Божьего суда» мы можем увидеть в произведении Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», когда даже царь не вправе был отказать в разрешении спора поединком.
В целом церковь отрицательно относилась к ордалиям, видя в них пережитки язычества, которые выражались, например, в следующих действиях жителей сельской местности при появлении признаков страшных болезней. Существовали такие обычаи, когда женщины запахивали спряденную нить вокруг деревни или слободы и в том месте, где сойдутся оба конца нити, зарывали черного петуха и черную кошку.
Подобные шествия возглавляли девственницы или две беременные женщины, одна из которых должна родить мальчика, а другая девочку. Женщины сами тащили на себе соху, которой запахивали нить в землю. Участвующие в таких ритуалах женщины были в одних нижних рубахах или совсем без одежды и попавшегося во время такого шествия на пути мужика могли просто убить.
Впоследствии подобные шествия были заменены молебном и крестным ходом, когда с молитвой народ обходит свое поселение с просьбой ко Всевышнему освободить их от какой-либо напасти. Молебен и крестный ход стали традиционным средством борьбы с природными катаклизмами, болезнями, нашествием насекомых и других неприятностей.
В данном случае церковное песнопение (молебен) по своему назначению аналогично европейскому суду над животными, насекомыми и разными природными образованиями. Оба просителя в данном случае обращаются к одному и тому же источнику власти — Суду Божьему, который в зависимости от ситуации и судит просителя. Отмечалось, что после судебного решения или молебна мор прекращался, насекомые уходили и жить становилось спокойнее.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...