Елена Ермолова Грандмастер

Могут ли дети создать мюзикл?

Иногда мне кажется, что школа готовит писарей и счетоводов. Школьный курс математики хорош. За русский язык благодарю судьбу и школу каждый раз, когда мысль плавно перетекает на бумагу и расходится по Интернету.

Serge75 Shutterstock.com

Наслаждаюсь звуками фортепиано и собственного голоса, но школа тут ни при чем, уроки пения запомнились лишь требованиями принести нотную тетрадь и колыбельной Моцарта.

В детстве я писала стихи и музыку, но мои творения никому не были нужны. Пела и танцевала, но этого никто не замечал в смысле одобрения, а замечания с просьбой сбавить звук делали часто. Позднее мне пришлось не раз встречать разносторонне одаренных детей, чьи способности оказывались лишь помехой в начале жизненного пути.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности обнаруживают у детей все чаще, но это нередко связано с тем, что ребенку не на что растрачивать энергию и не на чем развивать внимательность. Не будем обвинять родителей в педагогической несостоятельности. Многое должно происходить само собой. Ведь не родители уничтожили дворовые игры, незатронутые окультуриванием пространства, массовиков-затейников и шефство старших над младшими. Не родители виноваты в том, что экраны и экранчики несут значимую информацию, а живые люди — нет.

Рано или поздно мы спохватимся и начнем возрождать живое общение, активные формы досуга, художественное образование и уважение к чувствам. Уже сейчас есть школы, в которых компьютеры запрещены, о них просто не успевают вспоминать, настолько интересна настоящая жизнь.

Однажды родители необычной девочки попросили дать им список рекомендованных ей занятий. Я предложила сюжетные игры, рисование, пение, хореографию, театральный или цирковой кружок и литературную студию. В общем, чтобы хорошо запомнилось — все то, из чего состоит мюзикл. Но как же все это успеть? И педагогов надо слишком много.
Педагогов? Нужен один всесторонне развитый человек, много детей — и просто сочинять и репетировать мюзикл. Поставить музыкальную сказку в домашнем театре может мама.

Во Дворце творчества на Воробьевых горах мне приходилось встречать семьи, которые развлекаются домашними постановками так, что профессионалам впору позавидовать. Это не просто возможно, это легко и интересно. Раньше каждое следующее поколение делало это со своими детьми так же, как это происходило с ними в родительской семье, но традиции во многих семьях утеряны хотя бы потому, что в малодетной семье с работающими родителями они неуместны.

Мамы спрашивают, как традиции возобновлять. Просят пошаговое руководство. Попробую пока в двух словах рассказать самое главное.

Для музыкальной сказки, которую буду впредь называть более привлекательным на сегодня словом мюзикл, нужен сценарий. Когда слушаете сказки и смотрите фильмы, помечайте для себя интересные сюжетные повороты, создавайте описания и схемы, пытайтесь слить все понравившееся в единую сюжетную линию.

Для мюзикла нужен стихотворный текст. Пробуйте рифмовать. Это получается не у всех, но способности развиваются скачкообразно, и вчерашний неуспех ничего не говорит о сегодняшнем и завтрашнем дне.

Музыка может звучать в душе постоянно, это состояние легко вызывать и поддерживать. С синтезатором легко создать аккомпанемент к любой мелодии, а еще лучше обойтись без него. Записывать удачные находки нотами теперь ни к чему, есть ведь диктофоны.

Реквизит и костюмы
Все самое интересное и странное стоит собирать в отдельном месте и, как только появится свободный день, включать фантазию и творить антураж будущего спектакля.

Режиссура
Отрабатывая сцену за сценой, вы и сами не заметите, как соберете из частей целое.

Просмотры
У вас есть бабушки и дедушки, соседи и друзья? Спектакль можно ставить в квартире, на даче, на солнечной поляночке… Разве что в салоне самолета не стоит слишком резвиться, не поймут.

Как наладить сам процесс?
На все пусть будет дано время. Выделить день на мозговой штурм по поводу сценария, день на стихосложение, день на озвучку или каждый день по десять минут уделять каждой теме — это вы сами решите. Любой режим по-своему хорош.

Что делать, чтобы никто не терял интерес?
Не ругать, не критиковать, только одобрять малейший шаг вперед, по сравнению со вчерашним днем. И всем давать попробовать все. Нужно исполнить какой-либо зверушке арию, ариозо, ариетту, каватину, монолог, балладу, песню — пусть каждый предложит свое.

И — да поможет вам видеорегистратор не пропустить гениальные находки.

Обновлено 29.04.2016
Статья размещена на сайте 15.11.2013

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: