Сергей Пузырев Грандмастер

Какие тайны скрывает Иргень-озеро? Часть 1

Озеро Иргень входит в группу озер Ивано-Арахлейской системы, расположенных в Центральном Забайкалье, в межгорной Беклемишевской впадине, на высоте 945−965 м, между Осиновым и Яблоновым хребтами. Принадлежит оно к бассейну реки Селенга Байкальского водосбора. Длина озера — 8 км, ширина около — 4,2 км, площадь зеркала — воды 33,2 кв. км. Глубина озера — 3−5,6 м.

Alexander Kuguchin Shutterstock.com

Иргень-озеро известно русским землепроходцам с первых походов в Даурские земли (1650−1653 гг.), когда Петром Бекетовым в 1653 году на восточном берегу озера был основан Иргенский острог. Сейчас это место считается святым как место казни Иргенских мучеников, куда в октябре 1657 года, в соответствии с исторической справкой, прибыли 420 стрельцов и казаки во главе с воеводой Афанасием Пашковым (и протопоп Аввакум с семьей).

Легенда говорит, что воевода заставил воинов засолить 40 бочек карасевых язычков, а за то, что они не успели это сделать, Пашков приказал их мучить и казнить. Потом, якобы, на Иргени была найдена древнейшая икона Знамения Божией Матери, на полях которой изображены святые Симеон, Киприан и Иосиф. Считается, что икона могла принадлежать замученным казакам, носившим имена этих святых.

Четвертое имя Василий было открыто и приобщено к другим известным именам пострадавших воинов примерно в 1885 году, после того как чудесным образом жене купца из Благовещенска во сне явился солдат, назвался Василием с Иргени и велел быстрее поправляться — и она выздоровела от долгой болезни. Купчиха побывала на Иргени и рассказала о своем сне иеромонаху Герасиму, который фамилии купчихи не записал, но внес в список Иргенских мучеников имя Василия.

В большей степени это легенда, но о жестокости Пашкова повествует участник тех далеких событий протопоп Аввакум — первый поселенец Забайкальской каторги: «Да он же Афонасей, живучи в даурской земли, служивых государевых людей не отпущаючи на промысел, чем им, бедным, питаться, переморил больше пяти сот человек голодной смертию. А которые, не претерпев гладу, ходили промышлять нужные пищи, и он, Афонасей, их пытал, бил кнутьем, и ребра ломал и огнем жег…»

Мнение субъективное, но верное, видимо, без жестокости невозможно было в тех условиях заставить людей идти в неизвестный край. Так один из землепроходцев, сотник Владимир Атласов, построивший Верхне-Камчатск в 1695 г., за свою жестокость был убит казаками в 1711 г.

Вторая святыня, привлекшая на Иргень богомольцев, — это икона святой великомученицы Параскевы Пятницы, что была найдена на Иргени в юрте у бурят, которые молились ей. До того, как икона оказалась у бурят, она, вероятно, принадлежала русским казакам. По другой версии, это богоявленная икона, которую буряты нашли под Иргенью в ручье Рушмалей. Существует несколько версий, как икона попала на Иргень.

Казалось бы, что за бред, какие карасевые языки, кому и зачем они нужны? Зачем нужна эта нелепость? Но подобные предания о чудесах из уст фанатичных свидетелей, сказочная фантазия которых не всегда согласуется с логикой и действительностью, по сути, ничего не доказывает. Все чудеса, якобы происходившие на озере Иргень, описаны в форме сказочной мифологии, которую надо принимать на веру, потому что материальных доказательств истории озера там нет.

В здешних озерах водится разная рыба, которую, видимо, и солили в бочках первопроходцы. И можно предположить, что святые мученики Иргенские — это жертвы выступления тунгусовв 1688 году, когда баунтовскими тунгусами были убиты ясачные сборщики на Баунте и промышленные люди на Бамбуйке. Тогда же перебили казаков в Верхнеангарском остроге, а в Кучидском остроге освободили аманатов.

Сведения, найденные в Интернете, подтвердили эти предположения и помогли выстроить логическую цепь происходящих на высокогорном озере событий. Иргень — единственное в Забайкалье священное место, с глубокой древности являющееся местом паломничества со всех уголков Забайкальского края, а также из соседних регионов. В начале 18-го столетия сибирские духовные власти сочли необходимым довести о нем до Священного Синода (Иркутские Епархиальные Ведомости за 1860-е годы), который распорядился запретить религиозные паломничества на Иргень.

Это распоряжение оказалось невыполнимым, потому что в Иргень шли люди без различия вероисповедания и национальностей. Сюда для молитвы собирались не только православные, но и иноверцы, а во время молебнов и других богослужений тут молились и православный, и старовер, и буддист-ламаист, и шаманист, находящие здесь все свое благоговение. Таким образом, руководство православной епархии было вынуждено встать во главе этого всенародного паломничества и подбирать подходящую легенду.

Так свидетельство протопопа Аввакума стало основой для описания чудотворных деяний на Иргени. В 1910 году было подано ходатайство в Священный Синод о создании на Иргени православного представительства. Когда в Забайкалье была организована духовная противоязыческая миссия и на Иргени открыт миссионерский стан, сюда стали приезжать для торжественного богослужения и епископы — начальники миссии, а со времени образования в Забайкалье самостоятельной епархии стали приезжать и правящие архиереи.

Эта традиция сохранилась до сего времени, и ежегодно к 9-й после св. Пасхи пятнице на Иргень приезжает из Читы Забайкальский Владыка с паломниками. Сюда же к этому времени приходит и крестный ход из поселка Куки, преодолевая почти 80 километров. Иргенская часовня в 1862 году была переделана в церковь, которая в 1877 году сгорела. На месте старой была построена новая церковь, однако после революции иргенская церковь была разрушена.

Создание на Иргени противоязыческой миссии говорит о том, что здесь было место поклонения проживающих в Забайкалье тунгусских племен, затем сюда подтягиваются для жертвоприношений живущие здесь буряты, а также староверы и православные христиане для отправления своих религиозных потребностей.

Обновлено 18.10.2017
Статья размещена на сайте 20.04.2014

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Павел Зубакин Читатель 6 апреля 2015 в 00:04 отредактирован 26 мая 2018 в 13:38

    Поставил оценку 3, так как автор не учёл тот факт что старообрядческое предания про 40 бочек рыбьих языков да ещё связанное со ссылкой протопопа Аввакума, по определённым причинам не могло для Синода играть роль для определения этого места святым! И вообще (по моему), автор больше выражает свои атеистические, антиправославные взгляды и ничего больше от себя.

  • Большое спасибо!! Очень интересные сведения. С уважением, Татьяна Подплутова.

    Оценка статьи: 5

  • Очень хорошо написана статья и для меня очень интересна!! А что вы знаете о реке Лене? Татьяна Подплутова.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Подплутова, Исследователи Сибири 200 лет назад писали: Якуты называют Лену Орюс, что значит река; или Табилях, что значит протока; или в высоком слоге Эббе, что значит бабушка. В этих трех словах не слышится слова Лены. Других названий сей реки нет на языке якутов.
      Теперь обратимся к другому народу, бродящему по берегам сей реки, к тунгусам. Спросите у тунгуса: как эта река называется по-тунгусски? Он вам скажет: Лена.
      Мое мнение, что название Лена обозначает дорогу. Дальнюю дорогу, хорошую дорогу, Главную дорогу.

  • Сергей Пузырев, интересная и познавательная статья. Спасибо. Оценка статьи 5

    Оценка статьи: 5