• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Какая сортавальская церковь нарушает многие православные каноны? Церковь Иоанна Богослова

Сортавала — есть такой небольшой районный центр на юге Карелии. Красивый и оригинальный. В том числе и своей архитектурой.

Сортавала, ул. Кирова, 6. Здание бывшего Управления православной церкви Финляндии Игорь Монаков, личный архив

Дело в том, что до марта 1940 г. Сортавала сначала (с 1811 г.) была центром Сердобольского уезда Выборгской губернии Великого княжества Финляндского, а потом (с 1918 г.) входила в состав независимой Финляндии. Само собою, финская национальная архитектура не могла не сказаться на формировании своеобразного облика исторического центра городской застройки. В этом нет ничего необычного, а тем более, сверхъестественного.

Интересно другое. Национальная финская архитектура сказалась даже на том, на чем она, казалось бы, никак не могла отразиться. Например, на облике православных церквей Сортавала. Правда, не всех подряд, а одной, конкретной. Церкви Иоанна Богослова с шатровой колокольней.

Построили её в 1931 г. По всей видимости, по замыслу архитектора (Юхани Оскари Виторе Виесте) она должна была стать преемницей своего прототипа — располагавшейся в XVIII—XIX вв. на этом месте и разобранной из-за ветхости в 1877 г. деревянной церкви Петра и Павла. Но, учитывая национальность автора проекта, а также тот факт, что на тот период времени Сортавала входила в состав Финляндии, композиционное решение церкви получилось значительно больше ориентировано на финское деревянное зодчество XVII века, чем на русское. Скорее всего, эти же причины повлияли и на то, что при строительстве церкви произошло и некоторое отхождение от традиционных православных канонов. Так, у неё отсутствует строгая ориентация с запада на восток. У церкви нет куполов, а легкий открытый (!) алтарь с лепниной выполнен в виде ажурной металлической решетки.

Освящена церковь в 1932 году архиепископом Германом. Поскольку рядом с ней (в соседнем здании, от которого к церкви ведет открытая бетонная колоннада) располагалось Управление Финской Православной Церкви и Духовная семинария, готовившая православных священников для всей Финляндии, церковь в основном предназначалась для «домашнего» архиепископского богослужения, а также использовалась в учебных целях — для стажировки семинаристов.

После Зимней войны (в советской историографии — Советско-финской войны) 1939−40 гг. территория г. Сортавала и его окрестности отошли к Советскому Союзу. Церковь была закрыта, и в 1940−41 гг. в её здании располагалась жестяная мастерская.

После возвращения в ходе Войны-Продолжения (1941−44 гг.) Северного Приладожья Финляндии, финны восстановили церковь Иоанна Богослова, и 6 марта 1943 года она вновь была освящена. Однако службы в церкви велись недолго. После того как 19 сентября 1944 года в Москве был подписан договор о перемирии, территория г. Сортавала снова отошла к СССР. Церковь перепланировали, сделав новые перегородки и перекрытия, пробили окно в звоннице, пристроили два новых помещения и передали дирекции Сортавальского кинопроката.

Русской Православной Церкви храм возвращен в 1992 году, после чего началась его реставрация. В первую очередь из разноцветного раствора с наполнителем в виде мраморной крошки были отлиты полы. Затем установлена облицованная снаружи маленькими черными, белыми и темно-зелеными мраморными мозаичными плиточками восьмигранная купель — баптистерий.

Вот такая, красивая, оригинальная и очень необычная православная церковь с непростой историей есть в Сортавала. Поэтому, если вдруг… Если вдруг по той или иной причине окажетесь в этом карельском райцентре, не пожалейте времени. От дома Леандера, как перейдёте площадь Кирова, выйдите уже на улицу имени этого пламенного революционера, практически прямо к зданию бывшего Управления православной церкви Финляндии (ул. Кирова, 6). За ним — церковь Иоанна Богослова. Та самая, что вот уже девятый десяток лет упрямо нарушает многие православные каноны…

Статья опубликована в выпуске 11.06.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Но, учитывая национальность автора проекта, а также тот факт, что на тот период времени Сортавала входила в состав Финляндии, композиционное решение церкви получилось значительно больше ориентировано на финское деревянное зодчество XVII века, чем на русское" - классическая история с деепричастиями. Лучше уж совсем не употреблять деепричастия, чем попадать в ситуацию: "проезжая мимо станции, у меня улетела шляпа".
    "Так, у неё отсутствует строгая ориентация с запада на восток. У церкви нет куполов, а легкий открытый (!) алтарь с лепниной выполнен в виде ажурной металлической решетки"
    Константин, видимо, вы просто не в курсе особенностей архитектурных стилей и архитектурной моды. "Строгой ориентации" вы не увидите ни в одной церкви - поскольку ориентировались не по компасу, а по месту восхода солнца и по особенностям местности.
    Низкие иконостасы, открывающие для молящихся алтарь, - вообще древняя традиция, с этого начинались на Руси храмы. Высокие пятиярусные иконостасы - вообще весьма позднее древнерусское изобретение. Купола - тоже не обязательны, различные формы покрытий и были, и есть у церквей.
    Текст имеет дословные совпадения с текстом другого автора http://sobory.ru/article/?object=00886 Начало, во всяком случае:
    "Но, учитывая национальность автора проекта, а так же тот факт, что на тот период времени эта территория входила в состав Финляндии, композиционное решение церкви ориентировано на финское деревянное зодчество XVII века значительно больше, чем на русское. Скорее всего, эти же причины повлияли и на то, что при строительстве церкви произошло и некоторое отхождение от традиционных православных канонов. Так, у неё отсутствует строгая ориентация с запада на восток. У церкви нет куполов, а алтарь открытый (выполнен в виде ажурной металлической решетки)."

    • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 11 июня 2014 в 22:01 отредактирован 11 июня 2014 в 22:03 Сообщить модератору

      Люба, не стоит цитировать мой же текст с сайта "Народный каталог православной архитектуры" для того, чтобы уличить меня в плагиате.
      Текст авторский, за это я отвечаю и перед самим собой, и перед читателем, и перед администрацией журнала.
      По ориентации на точку восхода, когда-то нам вправляли мозги, готовя в помощь штатным сотрудникам музея "Кижи" на летний период. Именно по той причине, на которую Вы указываете, центральные оси Покровской и Преображенской церквей Кижского погоста не параллельны, хотя по теории должны быть такими. Это хорошо видно на любых снимках погоста.
      Просто храмовые праздники, а именно в эти дни обычно закладывались церкви, один в октябре, другой в августе, и естественно, что солнце всходит в разные месяцы не в одной и той же точке.
      Но в Сортавала Вы хоть целый год приходите к восходу на ул. Кирова. Центральную ось церкви Иоанна Богослова Вы всё одно никак не привяжете к точке восхода. Потому что церковь не ориентирована и на неё. Она просто была вписана в уже существовавшую на тот момент времени уличную "сетку" города. Вот такие дела.

  • Не за что, Екатерина. Всегда рад помочь, чем смогу.

  • читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Ну, по оценке, Екатерина, ничего сложного. Наводите курсор на крайнюю праую (пятую) звездочку (если хотите поставить "четыре" - на четвертую и т. д. , кол и двойка ставятся только при наличии коммента). Все пять (четыре, три)звездочек должны загореться красным. Как загорелись, кликаете на пятую (четвертую, третью) звездочку левой кнопкой мыши. Программа подумает несколько секунд и загорится надпись - "Спасибо. Оценка принята. Ваша оценка - 5". ВСЁ!

  • Мне нравится и ваша проза на Проза.ру и статьи в ШЖ.
    Успехов вам!
    А в Сортавала я была в отпуске как-то в советские времена. Чудный городок, интересная архитектура и природа... А белые ночи - это что-то невероятное. Солнце заходит за горизонт и через две минуты в этом же месте всходит. Это словами не описать, стихами только,но, слава Богу, не дано.
    И рыбалка... Ночевка на островке, утрам туман, так что в шаге ничего не видно, только ползком передвигаться - туман на полметра до воды не доходит, вот в этом расстоянии и рыбачить. Лежа. Пока туман не уйдет.
    Прекрасные воспоминания...
    Еще раз успехов!
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за отзыв, Екатерина!

  • Очень интересно! И сама статья и исторический экскурс.
    Спасибо.
    И полностью согласна с Карин Андерс: "кто-то с уважением относится к чужой вере и истории, а кто-то свою уничтожает..."

    Оценка статьи: 5

  • Не за что, Карин. Вам спасибо, что читаете, интересуетесь.

  • Вы, Карин, подняли очень сложный вопрос.
    Не думаю, чтобы финны считали эту религию чужой. Просто исторически так сложилось, что Северное Приладожье всегда было пограничьем, и постоянно переходило от Господина Великого Новгорода к Швеции. От неё - Московскому государству и снова обратно.
    В состав Российской империи эти земли вошли в 1721 г., после завершения Северной войны. Так была образована Выборгская губерния. Конечно, какая-то часть населения за время шведского правления перешла в лютеранство, т. к. быть православным в Швеции экономически было невыгодно (налогообложение для православных было значительно выше). Именно поэтому часть карелов в это время эмигрировала во внутренние области России. Так появились тихвинские, валдайские и тверские карелы.
    Основная же часть Финляндии вошла в состав России после русско-шведской войны 1809 г. Вполне естественно, что население "коронной" Финляндии исповедывало, так же как и шведы, лютеранство. Но в Выборгской губернии, которая с 1811 г. вошла в состав Великого княжеста Финляндского, карельская, преобладающая часть населения, исповедывала православие. А карелы - те же финно-угры, близкие языковые родственники финнов. Тем более, после получения Финляндии независимости они стали полноправными гражданами этой страны.
    Поэтому, не думаю, чтобы финны считали православие чужим. В Северном Приладожье православные приходы были довольно многочисленны.

  • " После возвращения в ходе Войны-Продолжения (1941-44 гг.) Северного Приладожья Финляндии, финны восстановили церковь Иоанна Богослова, и 6 марта 1943 года она вновь была освящена..." - кто-то с уважением относится к чужой вере и истории, а кто-то свою уничтожает...

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Лариса!

  • Интересно.

    Оценка статьи: 5