Сплав традиций
В экономике края большую роль играла Макарьевская ярмарка. Нередко туда привозились образцы европейского кружева. Там же можно было приобрести подходящие нитки. Это способствовало распространению кружевоплетения в тех краях. Начало промыслу было положено в последние десятилетия XVII века. Первоначально кружево плелось по европейским рисункам.
В
Выплетались самые разные изделия — шарфы, косынки, пояса, воротники. Мастерицы выполняли заказы самой Екатерины II. Известен и другой интересный факт: балахнинскими кружевами было украшено свадебное платье королевы Виктории. До наших дней сохранились имена замечательных мастериц. В их числе — Екатерина Константиновна Соколова, Анна Павловна Фурина, Ефания Алексеевна Анохина, Мария Михайловна Щугаева.
На пути к возрождению
В начале XX века промысел угасает. Одной из причин стала дороговизна шёлковых нитей. Предпринимались попытки сохранения традиций — с этой целью в 1912 году была создана школа кружевниц. Просуществовала она всего три года. Уже во второй половине XX века был открыт цех кружевоплетения — он стал филиалом Городецкой строчевышивальной фабрики. Старейшие мастерицы делились секретами ремесла. Цех функционировал с 1968 по 1994 год.
В настоящее время мастер Лидия Фёдоровна Васильева ведёт занятия в коррекционной школе. Выпускницы нередко становятся профессиональными кружевницами. Кроме того, действует мастерская, где преподаёт Галина Александровна Котова. Там желающие могут освоить это искусство. Полученные навыки позволяют плести кружево как для себя, так и на продажу. Благодаря старанию энтузиастов стало возможным возрождение традиций знаменитого промысла.
Плетёные мелодии
Композиции построены очень ритмично, в них ощущается некоторая музыкальность. Ветви, цветы, стилизованные дубовые листья, геометрические фигуры выглядят на редкость изысканно. Букеты в вазах и виноградные гроздья тоже очень характерны для кружева из Балахны. Можно встретить и «огурцы» — каплеобразные фигуры, от которых веет восточным колоритом.
Секрет балахнинского кружева заключается в многопарной технике плетения. Виртуозное владение ею позволяет создавать сложные композиции. В работе одновременно используется много пар коклюшек — их число может доходить до нескольких сотен. Сначала создаётся сколок — технический рисунок. Он закрепляется на валике. Подбираются нитки, наматываются на коклюшки. Дальше начинается кропотливая работа.
Самобытные штрихи
Балахнинское кружево — цельноплетёное: фон и рисунок выплетаются одновременно. Это одна из особенностей промысла. Фоном служат тюлевые решётки-сетки — лёгкие и прозрачные. Существует около десяти вариантов их плетения. На тюлевой решётке располагаются всевозможные узоры. Контуром для них служит толстая нить. Она очерчивает каждую деталь, как будто карандашом.
Чаще всего в работе используются шёлковые нити — кружево из них кажется почти воздушным. Хлопок и лён также находят применение, хотя популярны меньше. Интересно, что большая часть изделий делается из чёрных ниток. Бежевые и белые используются реже. Чёрные кружева выглядят необыкновенно изящными. Они привлекают какой-то особой загадочностью.
Сейчас действует Музей кружева Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Там представлено около 500 уникальных экспонатов. Удивительные по красоте изделия продолжают создаваться руками замечательных мастериц. Традиции промысла сохраняются. Поэтому можно ожидать новых откровений — ведь очень важно, чтобы кружевные узоры стали мостиком между прошлым и будущим.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...