Детство и семья Марии-Антуанетты
Семья императора Франца I Лотарингского всегда отличалась «любовью» к большому потомству: у самого императора было восемь сестер и четверо братьев, среди которых были и аббатисы, и королевы, ну, а некоторые, к сожалению, умерли в младенчестве. Но еще одним немаловажным фактом было то, что Франц, в отличие от других представителей королевских домов, был влюблен в свою супругу — Марию-Терезию Австрийскую, императрицу Священной Римской Империи, в браке с которой родилось шестнадцать детей. Среди них наиболее известные: будущий император Иосиф II, император Леопольд II, королева Франции Мария-Антуанетта, королева Обеих Сицилий Мария-Каролина и Максимилиан Франц — Великий магистр Тевтонского ордена. Но на самом деле, мне хотелось бы поговорить о девочке, которая была сначала просто дофиной, а затем королевой Франции.
2 ноября 1755 года во дворце, где проживала королевская семья, на свет появилась девочка, которая через несколько дней во время обряда крещения получила имя — Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург. Несчастья начались с самого ее рождения. 1 ноября в Лиссабоне произошло землетрясение, которое унесло жизни сотни, а может, и тысячи людей, и родилась она в День Всех Святых, в который было принято надевать все черное и поминать усопших, но никак не праздновать день рождения. Поэтому день рождения маленькой Антуан праздновали на день раньше.
Еще одним «роком» судьбы стало то, что ее крестными должны были стать король и королева Португалии, но из-за землетрясения они вынуждены были остаться в Лиссабоне, в то время как их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.
Детство и вся юность Антуан прошли при дворе, по большей части во дворце Шёнбрунн. Многочисленная семья придерживалась строгих правил, поэтому уже в возрасте трех лет эрцгерцогиня стала носить корсет, а ее воспитанием начали плотно заниматься. Лично императрица Мария-Терезия составляла учебную программу, по которой все королевские отпрыски должны были посещать уроки танцев, театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, а также, помимо этого, изучать теорию управления государством, математики и иностранных языков. Эрцгерцогиням также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы.
В отличие от своих братьев и сестер, которые строго придерживались всех правил и приказов матери, Антуан была слишком неусидчивой, не могла сосредоточиться на чем-то одном и была несобранна. Девочка предпочитала игры с сестрой Марией-Каролиной, которую дома все звали Шарлотта, и возню со щенками. Мария-Терезия не обращала особого внимания на дочь, пока не началась подготовка к свадьбе. Но у нее были и другие проблемы. Сначала умер любимый муж, который поехал на свадьбу к сыну и скончался у него на руках, затем умерла жена Иосифа, Изабелла Пармская, а вместе с ней маленькая девочка, которая не прожила и нескольких дней. После вновь умерла еще одна жена сына, Мария Йозефа Баварская, также не оставив наследников. Умер ребёнок у любимой дочери Марии-Кристины, которую дома называли Мими за ее доносительства матушке.
Союз Габсбургов и Бурбонов
Во второй половине 18 века дипломаты и правители двух великих династий — Габсбургов и Бурбонов, задумали объединить свои державы брачными союзами. Мария-Терезия желала выдать замуж свою дочь Марию-Елизавету, а самого императора Иосифа II женить на принцессе Дома Бурбонов. Но в дело вмешалась оспа, из-за которой принцессе осталось лицо, покрытое следами от болезни, а сам Иосиф отказался из-за смерти супруги.
Мария-Кристина, которая воспользовалась горем матери (болью потери мужа Франца), вышла замуж по любви, за нищего герцога Тешенского. Но придя в себя, Мария-Терезия взялась за ум и поняла, что она больше не допустит такого, и твердо решила выдать Марию-Амалию за Фердинанда I Бурбон-Пармского, а Марию-Каролину за короля Обеих Сицилий, Фердинанда I. Обе эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, предположительно, что Мария-Йозефа умерла от оспы, заразившись от своей тезки Жозефы Баварской.
Когда все брачные договоры были подписаны, императрица поняла, что пропустила самого важного и значительного жениха, дофина Франции Людовика, будущего короля Франции Людовика XVI. Императрица настойчиво требовала официального предложения, но король тянул время, ссылаясь на то, что «дофин молод и слишком юн для брака».
Официальное предложение было получено в 1769 году, с дальнейшей свадьбой через год. Тогда-то императрица и обратила внимание на дочь, и была просто в шоке. Говорила и писала Антуан на французском языке так же плохо, как и на родном немецком. За эрцгерцогиню взялись все: начиная от преподавателей и заканчивая самой императрицей. С этого дня девушка стала жить в покоях с матерью, учить в спешке всех королей и королев Франции, историю Франции, этикет двора. В спешке стали менять прическу, пытались выровнять зубы и научить всему, что могло бы пригодиться на тот момент еще тринадцатилетней эрцгерцогине.
Наконец, спустя год, а точнее 19 апреля 1770 года, состоялось грандиозная церемония бракосочетания по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. В возрасте четырнадцати лет Антуан навсегда покидает Вену. 7 мая произошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, вблизи Страсбурга. По правилам данного ритуала, Антуан, зайдя в шатер с австрийской стороны, навсегда отрекалась от австрийских титулов, клялась в верности Франции, переодевалась в подготовленную французскую одежду и выходила уже на французской стороне, становясь дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Встреча с членами королевской семьи, а также с королем Людовиком XV и своим женихом, произошла в Компьенском лесу.
16 мая 1770 года состоялась вторая церемония бракосочетания. Одно гулянье сменялось другим, кульминацией всех празднеств должен был стать фейерверк на нынешней площади Согласия. Но из-за строительных работ, которые в тот момент производились там, и из-за начавшегося фейерверка поднялась паника, и люди сталкивали друг друга в котлованы или просто-напросто затаптывали. В результате плохо спланированного мероприятия погибло 139 человек и больше сотни были ранены.
Вот с таких несчастий и началась семейная жизнь дофины Марии-Антуанетты, они будут преследовать ее всю оставшуюся жизнь.
Молодому автору удалось увлекательное и добротное изложение сведений из документальных источников. Помню, как не хватало возможности доступа к такой информации лет 25 назад, когда прочла рассказ А. Толстого "Гобелен Марии Антуанетты"...
Удачного продолжения этой статьи! И, судя по комментариям, можно ждать следующий исторический обзор? Отлично)
2 Ответить
Натела Кузнецова, не хочу раскрывать все свои карты, но да. Планирую писать дальше в этой рубрике. Вторая часть думаю, должна в скором времени выйти. Но уже работаю, над новым историческим образом! И надеюсь, что мне удастся воплотить все свои задумки!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фатих-Мехмед II,завоеватель Константинополя.В то время ему шел 21 г.
0 Ответить
Наталья Дюжинская, верно вы говорите. Спасибо за вашу наблюдательность! Но я не говорю, про кого-то конкретного. Даже если, она бы и попала в гарем к Фатиху, то все равно попала бы под эти правила. Когда он зашел на трон, он и ввел это правило. Потому что, его собственные дети и начали страдать от этого закона.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да... Говорят, что женщина и политика вещи не совместимые. В данном случае - семья и политика. Может стоило выбрать семью?
0 Ответить
Ирина Андреева, она всегда хотела иметь большую и дружную семью! И стремилась к этому, но увы... Не раз говорила, что если бы ей позволили, она бы занималась детьми, жила в Трианоне, и занималась благотворительностью. Но все считали, что это не присуще женщине, особенно королеве Франции. В данном случае, она не имела и счастливой семьи, в политике не принимала никого участия, потому что, тут же начинались разговоры, что она "гнет" Австрийскую политику. Во Франции было не ее место. И по-моему, ей не давали ничего. Не заниматься политикой и семьей. Так что выбирать ей не из чего было. Как то так
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Таисия Климова, её в Османскую империю нужно!
1 Ответить
Ирина Андреева, это очень даже возможно! Во времена, когда еще правили Султаны, они имели за своими спинами женщин, которые за частую, и направляли их. У Антуанетты, не получилось бы конечно направлять своего мужчину, но она могла бы спокойно заниматься и воспитанием детей, и благотворительностью. Если бы она и правда была женой Султана, и если бы родила ему Шехзаде (так назывался принц в Османской Империи), у нее было бы все, что она могла бы пожелать. Но увы, она была королевой Франции, и уже ничего не может это изменить. Нам остается только мечтать и фантазировать о том, что было бы...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Таисия Климова, 18 наследников трона - круто!
0 Ответить
Ирина Андреева, 18? Откуда такая цифра? Но было бы интересно посмотреть на нее Вот мы думаем, что если бы она была в Турции, то была бы счастлива. Но у меня уже появилось сомнение. Если бы у нее было 18 детей, и среди них много мальчиков, Шехзаде, то это было бы тоже печально, из-за существующего закона Фатиха. Он ввел ужасный закон, который заставлял содрогаться всю Династию. Если после смерти султана один из его сыновей взошел на престол, то следовало умертвить всех остальных братьев, и их сыновей. Чтобы не случилось переворота или войны.... А с такой тягой к неприятностям, как у Антуанетты, она точно бы попала в такую историю...
Оценка статьи: 5
0 Ответить