Сергей Курий Грандмастер

Куда плывёт герой песни «Boat On The River»? Ко дню рождения участника группы STYX Томми Шоу

В конце 1970-х STYX входили в первую десятку популярнейших рок-групп США, а вот в Европе на них особого внимания не обращали. Конечно, старые советские «хардовички» группу знали, но широкие массы хорошо помнят только одну — не самую типичную — композицию группы о лодке на реке.

скрин, Кадр из фильма «Мертвец» 1991 г.

К своему успеху группа шла, ну, очень долго — ещё с 1965 года, когда в городе Чикаго встретились Деннис Де Янг и братья-близнецы Джон и Чак Паноззо. Парни начали играть вместе, но свой дебютный альбом выпустили только в 1972 году.

Первые три лонгплея STYX публика восприняла спокойно, хотя на втором из них уже содержался, так необходимый группе, хит. Им окажется баллада «Lady», которую Де Янг посвятил своей жене Сюзанне. Я написал «окажется», потому что реальным хитом сингл с этой песней стал лишь через 2 года после его выхода. Неудивительно, что, когда Де Янг впервые услышал «Lady» по радио, то чуть не подавился ужином от волнения. Наконец-то Фортуна постучалась и в двери STYX.

В 1975 году сингл занял 6-е место, а за ним подтянулись и продажи альбома «Styx II». Спустя время песня прозвучит в сериале «Симпсоны» в эпизоде «Tales from the Public Domain», сопровождая сцену, где Гомер Симпсон пересекает реку царства мёртвых под названием… конечно, Стикс.

В том же 1975 году в группе произошла важная замена. Место ушедшего вокалиста Джона Курулевски занял новичок Томми Шоу. То, что Шоу не только здорово пел и играл на гитаре, а ещё и писал собственные песни, ни у кого особой ревности не вызвало. И правильно.

Томми Шоу:
«Они искали, прежде всего, того, кто мог бы петь и более-менее выглядел, а уж потом гитариста. Тот факт, что я сочинял песни, пел и к тому же играл на соло-гитаре, был мне на руку.

…Они были готовы принять мои идеи: ситуация была слишком хороша, чтоб в нее поверить".

Дела шли всё лучше и лучше. Хотя одноименная песня альбома 1977 года «The Grand Illusion» («Великая Иллюзия») была посвящена обманчивости внешней славы, именно эта пластинка стала настоящим прорывом STYX на вершины популярности. Сам альбом занял 6-е место, а сингл «Come Sail Away» — 8-е.

Эта песня до сих пор остаётся своеобразной визитной карточкой коллектива в США, их «главной» песней. И, в общем-то, справедливо. Эта 6-минутная сложная композиция представляла собой некий срез музыки STYX, сочетающей в себе, наверное, самые характерные для середины 1970-х стили: балладный поп, жёсткий хард-рок и витиеватый прогрессив.

Как верно писал один из критиков: «„Come Sail Away“ — самая характерная песня STYX, смесь народных баллад со склонным к театрализации арт-роком и текстом, увлекающим слушателя в путешествие, в котором соединяются сны, научная фантастика и религиозный подтекст».

Текст песни отсылал нас к началу библейской книги Иезекиля, где пророк рассказывает о дивном видении, когда с неба в огне и сиянии спустились дивные четырёхликие существа, передвигающиеся на колесах. Правда, Деннис Де Янг решил трактовать это видение в духе модных современных гипотез:

Я думал, что это ангелы,
Но к моему удивлению,
Мы поднялись на борт их космического корабля
И направились к небесам…

Хотя Томми Шоу как-то упоминал в интервью, что именно его старая песня «I'm getting down» вдохновила появление «Come Sail Away», авторство Де Янга никогда не оспаривал.

Позже музыканты вспоминали, что проталкивали этот сингл на радио не совсем законным путём, завозя ди-джеям взятки в виде мешочков кокаина. Для сингла песню на полторы минуты сократили, но многие предпочитали крутить в эфире полную версию.

О популярности «Come Sail Away» свидетельствует ещё один знаменитый мультсериал «Южный парк», где один из персонажей — вредный мальчонка Картман — имеет странную манию: если кто-то при нём напоёт начало этой песни STYX, то он не сможет успокоиться, пока не допоёт весь текст до конца. Правда, Картман научился это делать в весьма скоростной манере и укладывается… за 30 секунд.

Последующие пластинки в США также пошли на «ура» — STYX стали первой группой, выпустившей четыре мультиплатиновых альбома подряд!

Почему её не оценили в Британии, в общем-то, понятно — там как раз бушевал примитивный панк, свергающий старых «рок-динозавров», а STYX был ярчайшим представителем помпезного тяжеловесного стиля. Впрочем, недолюбливали группу и американские критики. Один даже умудрился сравнить альбом «Pieces Of Eight» 1978 г. с… «парковкой, залитой китовой рвотой».

Деннис Де Янг:
«По сути, STYX играли хард-рок высшей пробы с пышными аранжировками и многоголосием, с широким применением синтезатора и клавишных. Мы всегда испытывали влияние классической музыки, и фанфары с рок-инструменталом были вполне в духе групп, на которые мы равнялись. Групп, типа EMERSON, LAKE & PALMER и YES».

В 1979 году STYX выпустил очередной успешный лонгплей «Cornerstone», который содержал первый в карьере группы хит № 1 под «оригинальным» названием «Babe». Эта баллада была очередным посвящением Де Янга своей Сюзанне, а конкретно — подарком на её день рождения. Поначалу песню даже не планировали размещать на альбоме.

Томми Шоу:
«Перед нами стала дилемма. Мы никогда ещё не попадали в подобную ситуацию, когда следовало отказаться от песни, потому что, хотя она и была хитом, она не соответствовала нашему имиджу. Как артисты и музыканты, мы понимали, что нет смысла оспаривать достоинства этой песни. Мы стали её исполнять, и она вышла в хиты».

Деннис Де Янг:
«И это было началом конца. …Потому что, однажды выиграв за счёт сингла, ты когда-нибудь погибнешь из-за него. Что и случилось с нами».

Но нас с вами, больше интересует другая баллада с альбома 1979 г. — та самая «Лодка на реке» («Boat On The River»). В 1980-м группа выпустила её на сингле, и на этот раз всё произошло наоборот. В США «Лодку на реке» проигнорировали, зато полюбили в континентальной Европе. В Германии песня стала первым номером в хит-параде, а в СССР — первым номером на дискотеках и магнитофонных записях. Без «Boat On The River» и сегодня редко обходятся сборники в стиле «Рок-баллады».

Эту, стилизованную под фольклор, песню написал Томми Шоу. Он же её и спел, подыгрывая себе на мандолине. В песне вообще полно акустики: Де Янг играет на аккордеоне, Джеймс Янг — на акустической гитаре, Чак Паноззо — на контрабасе, а его брат Джон — на бубне.

Название песни вкупе с загробным имечком группы сразу породили у наших меломанов вопрос — а не поётся ли в ней о том самом Стиксе — реке, что окружает загробное царство Аид из греческих мифов?

На самом деле прямых аналогий в тексте нет, хотя там и присутствует некая отрешённая меланхолия. Шоу написал «Boat On The River» во время гастролей во Франции, выразив в песне свою усталость от суеты шоу-бизнеса и жажду покоя. А какого уж покоя — пусть каждый решает сам. Например, песня вполне могла сопровождать финальную сцену из фильма Джарамуша «Мертвец», когда смертельно раненого героя Джонни Деппа индейцы отправляют в ритуальное плаванье на лодке по реке.

Перевод Дениса Анипченко:

Отнеси меня в мою лодку на реке,
Мне нужно уплыть по течению, мне нужно вернуться домой
Верни меня в мою лодку на реке,
И я больше не буду просить…
Время замирает, когда я смотрю в ее воды,
Она успокаивает меня, нежно касаясь
Водами, что текут мимо моей лодки на реке,
Так что я больше не буду просить…
О, река глубока.
Река касается моей жизни, как волны касаются песка,
И все дороги ведут в Tranquility Base,*
Где хмурый взгляд исчезает с моего лица
Верни меня в мою лодку на реке,
И я больше не буду просить

* - Tranquility Base — название фермы, на которой Томми жил в детстве (прим. переводчика).

P.S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Обновлено 10.09.2014
Статья размещена на сайте 4.09.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: