Сергей Курий Грандмастер

Как группа БРАВО создала свои хиты про дорогу в облака и лучший город на Земле?

В 1994 году БРАВО порадовали поклонников очередным альбомом «Дорога в облака». Заглавную песню впервые стали раскручивать по всем правилам — издали CD-сингл да ещё и снабдили его бонусом в виде модного техно-ремикса.

Обложка альбома Браво «Дорога в облака» (1994) ru.wikipedia.org

Е. Хавтан:
«Это был очень несовершенный ремикс. Тогда еще никто не знал, что это такое. И сингл мы тоже первыми в России выпустили, тоже не зная толком, зачем нам это нужно, — слышали, что так на Западе положено».

Сингл включал ещё одну песню, посвящённую романтике героических профессий — «Любите, девушки». Сюткин вспоминал, что во время работы над песней Хавтан показал ему старую композицию группы ЦЕНТР «Девушки любят лётчиков» и попросил интерпретировать эту тему.

Любите, девушки, простых романтиков,
Отважных лётчиков и моряков,
Бросайте, девушки, домашних мальчиков.
Не стоит им дарить свою любовь…

Несмотря на декларируемую авиаромантику, сама группа к перелётам относилась без особого энтузиазма. Хавтан вспоминал, что во время гастролей перед каждым авиарейсом он не мог обойтись без одной-двух рюмочек спиртного — так сказать, для храбрости.

Е. Хавтан:
«…мне позвонил один летчик и предложил нам выступить, а взамен пообещал, что покатает нас на военно-спортивных самолетах. Множество наших песен связаны с воздухом, с полетами, летчиками, а на спортивных самолетах мы никогда не летали. Мы согласились и получили от полета массу впечатлений и удовольствия. Правда, было ужасно страшно, тошнило. Концерт играть было очень тяжело».

Песня «Дорога в облака» также показала, что Хавтану начала надоедать музыкальная стилистика советского ретро. Ему хотелось вернуться к более «корневому» западному рок-н-роллу и более отстранённой романтике. На этой почве между лидером группы и вокалистом и прошла трещина раскола.

В. Сюткин:
«Хавтан тогда решил сменить музыкальную стилистику: «Все, хватит с нас этой стиляжной темы. Давайте делать брит-поп. А тебе, Валера, надо стать этаким мачо как Крис Айзек». Я ему: «Мне почти сорок лет, зачем что-то менять? Я хочу быть настоящим и играть задорную музыку».

В результате в 1995 году Сюткин покинул группу, чтобы заняться сольным творчеством — во многом похожим на стилистику БРАВО. Группа снова встала перед сложной задачей поиска вокалиста. Однако третий раз поймать такую же «птицу удачи» не получилось. Новый вокалист — Роберт Ленц — при всём обаянии явно проигрывал Сюткину и в артистизме, и в вокале. Не случайно спустя время Хавтан, наконец-то, осмелится исполнять многие свои песни сам.

Зато именно с Ленцем был записан один из лучших, по моему мнению, альбомов группы «На Перекрёстках Весны» (говорят, и сам Хавтан так считает). Жаль, что подобный релиз появился так поздно. Тексты не блистали откровениями, но звучали вполне органично. Автором слов выступил В. Жуков, за исключением «Ветер Знает» (В. Шугалей) и «Жар-Птица» (В. Степанцов).

Раскрутка альбома началась с песни «Ветер Знает» со скользящими гитарными пассажами, неожиданным соло на флейте и запоминающимся клипом (режиссёр — Анатолий Берсеньев). Надо сказать, что на съёмки группа истратила вполне приличный по тем временам бюджет — 25 тыс. долларов. По сути, видео напоминало маленький фильм, где случайно встретившаяся разношёрстная компания (узник тюрьмы, пациент психушки, карточные шулеры) вместе удирает от такой же разношёрстной когорты преследователей.

Кстати, в начальных кадрах появился и тогдашний директор БРАВО — Максим Лейкин, который вместе с другими «зэками» грузил бревно. Бревно оказалось настолько тяжёлым, что взмыленный директор зарёкся участвовать в подобных затеях.

Е. Хавтан:
«(Клип) хочется посмотреть ещё несколько раз, чтоб понять, что там происходит. У нас не было таких клипов. Я на самом деле очень серьёзно к этому отношусь — какой клип когда снимать. Просто тогда были деньги, и мы решили снять такой, с таким бюджетом клип».

Как следствие, на следующий клип денег осталось немного. Что не помешало видео, снятому Андреем Лукашевичем на песню «Этот город», стать не менее запоминающимся. В нём была изобретательно реализована достаточно простая идея любительской съёмки. Заключалась она в том, что «случайных прохожих» просят заснять выступление группы на камеру. Со всеми вытекающими отсюда комичными последствиями — то они только ноги снимут, то переключат внимание на симпатичную девушку… Кроме того, Хавтан реализовал свою давнюю мечту — часть клипа «Этот город» была снята на классическую 8-милиметровую киноплёнку.

Изюминку в песню добавил и звукорежиссёр Ким Брейтбург. Именно по его настоянию на запись был приглашён музыкант группы ГРОССМЕЙСТЕР Андрей Шепелев. Звукорежиссёру хотелось разбавить слишком традиционный гитарный саунд необычным инструментом. Брейтбург с трудом убедил Хавтана, что соло на банджо, отнюдь не испортит, а украсит «Этот город». Так оно и вышло…

Что касается темы песни, то она — явный кивок в сторону жизнерадостного твиста Муслима Магомаева «Лучший город земли» 1964 года выпуска. Недаром ещё на альбоме «Дорога в облака» БРАВО выпустили кавер «Лучшего города…» при участии самого мэтра.

По поводу того, о каком «лучшем на Земле» городе Хавтан написал СВОЮ песню, лидер БРАВО говорил, что для каждого этот город свой. Хотя, лично для него, ответ однозначен.

Е. Хавтан:
«Я — коренной москвич, но я уехал из Москвы. Я очень люблю этот город, но жить в нем в последнее время стало совершенно невозможно. Из-за того, что все градоначальники изуродовали Москву так, что по ней ни ездить, ни ходить нельзя, я принял решение смыться за город. Но я по-прежнему люблю этот город, в песнях он именно такой, каким я его помню».

P. S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Обновлено 17.10.2014
Статья размещена на сайте 8.10.2014