Балдуин III умер еще молодым и королем стал его брат, Амори I, которому, в свою очередь, и наследовал Балдуин IV. Жизнь христиан на Востоке, где несколько столетий до появления крестоносцев мусульмане установили свои законы, не была легкой. Люди рождались, росли, женились, растили своих детей и умирали, а война все шла. Править такой страной было трудно. Мусульмане не собирались сдаваться и мириться с присутствием государства христиан в Палестине, которую султан Саладдин задался целью подчинить себе.
Воспитанием принца Балдуина занимался умнейший человек своего времени, средневековый хроникер Вильгельм (Гийом) Тирский. Балдуин рос образованным, рассудительным человеком. Вильгельм писал: «…он был красивым ребенком, способным… быстро все схватывал, интересовался историей… всегда помнил добро, впрочем, как и зло…».
Военную науку мальчик постигал с теми же успехами, в будущем из него получился отличный военачальник. К несчастью, ребенок заболел проказой, неизлечимой в средние века. Король Амори приказал усилить занятия верховой ездой, так как правая рука у принца омертвела, а в будущем, в бою, в левой будет оружие, и управлять боевым конем придется только лишь ногами. Балдуин в итоге стал первоклассным наездником и виртуозно ездил верхом.
Вильгельм первый заметил признаки ужасной болезни у наследника. В Европе с прокаженными поступали довольно жестоко. Заболевшего «условно» хоронили и изгоняли — он для общества умер… Прокаженный отправлялся в лепрозорий, названный так от самой болезни — лепра поражала организм при этом заболевании. Там несчастные доживали свои дни, часто — годы. Практически невозможно представить себе их жалкое существование.
На Востоке, в христианском сирийском государстве никто не посмел бы изгонять сына короля, хотя лепрозории в Иерусалиме имелись, для прокаженных благородных кровей был даже основан рыцарский орден Святого Лазаря.
Амори тянул с официальным признанием сына больным, как будто предчувствуя свою близкую смерть. Балдуина короновали после смерти отца, но будучи несовершеннолетним, он еще не мог править самостоятельно. Рано осознав всю тяжесть такого заболевания, он знал, что долго ему не прожить, несмотря на уход, лучших врачей и лекарства, привозимые со всех концов света.
Балдуин IV был одним из лучших христианских королей Иерусалима, но, к сожалению, фактически последним. Коронованный после него племянник Балдуин V, сын сестры Сибиллы, умер в детстве, а ее муж — тщеславный дурак Ги де Лузиньян фактически предопределил победу Саладдина, которого боялся, наверно, больше, чем проказы.
Есть нечто символичное в том, что королевство европейцев на Востоке разлагалось изнутри из-за распрей и интриг между баронами, их распутством, алчностью тамплиеров… Как разлагался изнутри достойнейший монарх из-за неизлечимой болезни.
Балдуин воспринимал королевство как данность, он был его защитником и истинным правителем. Балансируя между баронами местными и пришлыми, рыцарскими орденами, европейской политикой, Папой Александром III и главной проблемой — войной с мусульманами, Балдуин показал себя отличным дипломатом.
Став совершеннолетним (в 15 лет), он отменил регентство своего дяди Раймунда Триполитанского и стал править и воевать самостоятельно. Никто не ожидал, что в этом больном теле имеется ясный и глубокий ум, дальновидность и полководческие способности. Первым делом молодой король нарушил перемирие с Саладдином, заключенное дядей регентом. Историки ставят это в вину Балдуину, но мир был бы все равно нарушен самим Саладдином.
Первая серьезная битва молодого монарха с Саладдином в 1177 г. при Монжизаре закончилась блестящей победой христиан. Противник, в несколько раз превышающий численностью европейцев, позорно бежал. Султан явно недооценил этого таинственного, больного проказой короля иерусалимского, еще, по сути, мальчишку. Впоследствии он сказал не без уважения: «Пока жив этот король, Иерусалим не падет».
Много раз в боях иерусалимский монарх оказывался на волосок от гибели, под ним не раз убивали лошадь и соратники выносили прокаженного короля с поля боя. Военные столкновения с мусульманами не прекращались все царствование Балдуина IV, лишь в 1180 г. они с Саладином заключили мир.
В последующие годы Балдуин хотел переложить бремя власти на достойные плечи, но не находил таковых. Болезнь лишала его сил, которых не хватало, чтобы удержать Иерусалим и остальные города крестоносцев. Ему бы уйти в лепрозорий и там доживать свои дни в мучениях, но из последних сил он правил, водил войска в бой, боролся с интригами, разбирал тяжбы и параллельно искал наследника, так как у него самого детей быть не могло. Этот человек был лишен всех, даже нехитрых, человеческих радостей.
Люди, восхищенные мужеством и нечеловеческой волей своего больного короля, шли за ним и побеждали. Уже с детства пораженная рука не могла крепко держать меч — Балдуину его привязывали к ней. Когда он уже не мог сесть в седло от бессилия, так как болезнь прогрессировала и временами лишала сил, король приказывал подать носилки и нести себя впереди войска.
В фильме «Царство Небесное» роль прокаженного короля исполнил актер Эдвард Нортон. Но там много неточностей: к примеру, в то время Балдуин уже ослеп и почти не мог ходить. Маска, которую носил в фильме монарх — скорее всего выдумка, известно, что он просто носил полупрозрачную накидку, спадающую на обезображенное лицо.
У короля были и преданные приближенные, и враги. Но если сторонники уважали благородного и отважного человека, то недруги ненавидели и боялись Балдуина, они невольно пасовали перед его сильным характером.
Возможно, он и плакал наедине с собой, сетовал на судьбу, задавался вопросом: почему именно он? Можно понять всю горечь человека, которому от рождения было дано все, и… ничего в то же время. Ни будущего, ни семьи, ни одной человеческой слабости он не мог себе позволить.
Король спешил успеть сделать как можно больше для королевства, вверенного ему. Всю свою короткую жизнь он положил на это и много добился. При нем не нарушились границы, несмотря на сильнейшего врага — Саладдина. Он воевал не фанатично — ради веры, так как совсем не интересовался религией. Балдуин воевал ради государства, в котором родился, за его границы и его единство.
На смертном одре прокаженный король не позвал духовника — он не знал, в чем ему исповедаться. Какие грехи он совершил? Он с детства жил в аду — разлагался заживо — и терпел. Грех — это действие, направленное на удовлетворение личных слабостей и пороков, на которые прокаженный человек просто не имел права.
Балдуин IV Прокаженный, король Иерусалима умер в 1185 г., измученный проказой, войной и внутренними интригами. Ему было всего 24 года.
Фактически, с его смертью закончилось владычество христиан в Палестине. Если бы он не болел или хотя бы не умер так рано, история бы пошла по другому пути и королевство Иерусалимское, скорее всего, осталось бы за европейцами. Но случилось так, как случилось. Остальные христианские лидеры были не соперники Саладдину.
Не складывается у меня про Балдуина все в единую картинку. Вначале ,когда только начала знакомиться с хрониками - показалось, что это действительно очень умный политик. А на деле был ли он таким уж прозорливым. Если пишет Людовику 7му, что опасается угрозы Саладдина ,почему тогда не ратифицировал мир с Саладином ,заключенный Раймундом Трипольским?? Зачем собирал поход на Египет? На что Балдуин надеялся? Победить Саладина с помощью зятя Монферрата? Недооценивал свою болезнь? Думал справиться с Саладином пока еще не очень болен? Недооценил Саладина?
В любом случае создается такое ощущение ( давайте отойдем от романтического ореола Балдуина и посмотрим трезво) ,что как только внезапно умер Моферрат, Балдуину рассчитывать стало не на кого, а война то идет, тут опа и Монжизар!! И пришлось героически защищаться. А могли и ведь проиграть, тогда на Балдуина всех собак бы вообще спустили и точно к Лазарю бы отправили) ну и когда Балдуин все -таки понял, с кем он связался , ну и лепра усилилась - вот и начал просить отставки так сказать. Людовику писал о своей болезни и боязни Саладина. А не сам ли он подогрел эту проблему, с которой потом героически сражался? А в оправдание Балдуину всего лишь утверждение того ,что Саладин и так бы сам напал.. Ну джихад это все понятно, но как-то это не оправдание.. Что скажете? Можно сказать ,что это человек храбрый и сильный, но дальновидный ли...Не лучше ли было заключить мир с Саладином и обороняться от него в случае чего, а не готовить нападение на него.. тем более если ты болеешь лепрой а вокруг тебя ни собаки, на кого можно положиться.
0 Ответить
Виолетта Колосова, здесь есть статья про Монжизар, да наверно и не одна. Это во многом спонтанная победа, вынужденная. А если бы и проиграли, в первый раз что ли? Там было "жарко" во время всего правления христиан. А ратифицировать мир какой смысл, Саладин был настроен прогнать христиан с Палестины, так что такие договора вилами по воде. Что про короля, кто знает каким он был? Но учитывая ненависть и презрение к прокаженным в те времена, плохого я не сумела найти про него ничего. Из того, что нашла - вот такая картина у меня сложилась про Балдуина IV и изложила все это здесь.
1 Ответить
Очень и очень... Не просто интересно, а полезно Вас читать, Ирина Михайловская. Полезно во всех смыслах.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Вячеслав Старостин, поддержу
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья, спасибо Вам
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо за похвалу, рада, что Вам нравится.
0 Ответить
Юлия Фалеева, спасибо за комментарий. Согласна с Вами. По моему мнению Балдуин IV - очень интересный и достойный человек, к сожалению, с трагической судьбой.
0 Ответить
Спасибо за интересное изложений в принципе сухого материала по истории. Действительно, если бы молодой правитель был бы здоров, имел бы наследников, дольше правил и подготовил бы достойную замену себя, история всего мира пошла бы совсем по-другому. Но к сожалению, только с частичкой "бы".
1 Ответить
Интересно, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маргарита Ромашкина, Вам спасибо за 5.
0 Ответить