Открыл Неделю кинофильм Аки Каурисмяки «Огни городских окраин» («Laitakaupungin valot»), производства 2006 года. Тогда, 3 февраля 2006 года, состоялась национальная премьера фильма. В том же году фильм выдвинут Финляндией на соискание премии «Оскар», однако всемирно известный и многогранный финский режиссер, живущий ныне в Португалии и подаривший миру 17 художественных кинокартин, отказался участвовать в этом конкурсе.
О Каурисмяки, который до признания критиками работал посудомойщиком и почтальоном, ходят легенды, которые вполне соответствуют финскому национальному юмору: однажды Аки обратился в кинофонд Финляндии за субсидией и прислал сценарий, но без последних 25 страниц. В сопроводительной записке режиссер пояснил, что часть текста съела его собака. Вскоре пришел чек на половину ожидаемой суммы: кинофонд с прискорбием сообщал, что остаток денег был употреблен, в свою очередь, их собакой.
На торжественном мероприятии, приуроченном к открытию Недели кино Финляндии в Санкт-Петербурге, выступила директор кинофонда Финляндии Ирина Крон, пояснившая, что «Laitakaupungin valot» считается шедевром финского кинематографа и этот фильм не зря демонстрируется на открытии фестиваля русским друзьям.
В программе Недели финского кино, которая порадовала петербуржцев на четырех площадках вплоть до 28 ноября, фильмы признанных и молодых режиссеров, часть из них уже известны русскому зрителю. К примеру, военная драма «Дорога на Рукаярви» (1999) известна как «Противостояние». Однако теперь фильм режиссера Олли Саарела, одного из самых талантливых и известных представителей кино «новой волны», начинавшего как автор короткометражек, демонстрируется под другим названием, что, конечно же, никоим образом не умаляет достоинств сюжета «Войны продолжения», в центре которого любовь молодого финского лейтенанта (роль исполняет Петер Францен) и его невесты (актриса Ирина Бьорклунд).
Каждый фильм, представленный на кинофестивале в Петербурге, по-своему интересен, и почти каждый уже имеет заслуженные награды. Тем не менее внимательный почитатель финского киноискусства, несомненно, заметит, что, в отличие от российских реалий, в кинематографе Финляндской республики преобладает еще большая свобода (раскрепощенность), и в этой связи очень трудно встретить «штампы». К примеру, Ирина Крон вышла на сцену совершенно по-домашнему — в тапочках, и сказала зрителям, что пока она шла до высокой сцены, то забыла о чем надо говорить; надо полагать, ее выручит переводчица.
А среди режиссеров-дебютантов, чьи картины вскоре увидит заинтересованный петербуржец, есть личности с интересной биографией. Судите сами: режиссер театра и кино, продюсер Cами Лайтинен в 2014 году закончил съемки 90-минутной кинокартины «Изменения» («Muutokset»), а до своего дебюта в полнометражном игровом кино он довольно долго работал электриком на съемочной площадке, помощником оператора, монтажером, сценаристом. Сегодня в профессиональном сообществе его считают «независимым кинематографистом».
Режиссер другой новинки (национальная премьера в Финляндии состоялась 1 августа 2014 года) — Инари Ниеми, представляя русским историю о девушках, которые проводят лучшие дни отдыха в курортном городе Ханко — художественный фильм «Летняя пора» («Kesakaverit»), шокирует своей биографией: оказывается, училась она не в профильном вузе, а в Хельсинкском университете прикладных наук, который окончила в 2010 году. Но еще будучи студенткой, в 2009 году уже заявила о себе короткометражкой «Летнее местечко», а через три года самостоятельно сняла полнометражный документальный фильм «Робин» о 13-летней финской поп-звезде Робин Паккален.
Таким образом, путь в режиссеры в финском кинематографе открыт для всех, как, впрочем, и в другие творческие специальности (вспомним, что знаменитый сегодня в России финский актер Вилле Хаапасало начинал водителем грузовика). О чем говорит все это? Вероятно о том, что финны вполне открыты, естественны и талантливы. У них ведь главное — «ехать», а в России до сих пор часто встречается, что надо еще на лоб и «шашечки» наклеить.
Впрочем, эти и многие другие особенности искусства нашего северного соседа, которого русские с годами узнают все лучше, хорошо видны и в финских фильмах, и в неформальном общении для тех, кто понимает, конечно.
Что же, надо посмотреть хотя бы один. Поищу в Интернете.
0 Ответить
Лавры б/у посудомойщиков и мне не дают покоя. Но у меня не получается, "что-то идёт не так" при всех усилиях. А я ведь успел поработать и грузчиком и дворником и секкером, но... не судьба !
Как не вспомнить артиста Ножкина?: "Старики, я Шекспир по призванию, // мне Гамлетов писать бы, друзья. // Но от критиков нету признания, // от милиции нету житья."
Посмотреть бы хоть один финский фильм. Неверится, что они могут быть интересными, созданные в такой обеспеченной и благополучной стране. Ну, какие там могут быть проблемы?
Хоть бы кратенько пересказать сюжет в качестве приложения и для представления, что волнует финнов?
0 Ответить
Сергей, не возьму на себя смелость отвечать за всех финнов, очевидно, их волнуют многие вопросы, и не менее широкий спектр, чем наших соотечественников, но для возможного представления об одном из таких вопросов - равноправия полов - (на мой взгляд, ярко выраженная тема в стране) посмотрите приложение по ссылке ("Равноправие в Финляндии - какое оно"): http://www.chaspik.spb.ru/people/ravnye-prava-na-vse-i-vsegda-ravnopravie-v-finlyandii-kakoe-ono/
Фильмы, безусловно, лучше увидеть своими глазами. Есть довольно различные и по качеству, и по тематике. К слову, у них и книги есть, и женщины, и болотный футбол, пиво, гренки, и, главное, государство для человека, а не наоборот. Но это уже тема отдельного разговора. Как Вы знаете, всяк меряет на свой лад, и оценка зависит от установки.
0 Ответить
Андрей Кашкаров, спасибо. Я вполне допускаю, что и финские фильмы могут быть интересными и темой и исполнением. Неожиданное всегда интересно. Попробую что-нить посмотреть, благо интернет такое удовольствие предлагает.
0 Ответить