— «Дом» смотрел? Нет?! Рекомендую. Потрясающий фильм.
Я посмотрел. И не разочаровался. Хотя, если с формальной точки зрения, всё должно быть — с точностью «до наоборот». Бюджет кинокартины — 123 млн руб. А в прокате она собрала… 146,8 тыс. долларов. Округляем до 150 и, учитывая, что фильм снят в 2011 году, если по 40 родных, отечественных за одного заокеанского… 6 млн руб. Судя по цифрам, фильм не просто «не пошел», а с треском провалился в прокате. Умом Россию не понять, аршином общим… Как такой (!) фильм мог провалиться?!
Тем более, принимая во внимание, что в «Доме» собран потрясающий актерский состав. Помимо Сергея Гармаша, которого помню ещё по советско-литовскому фильму «Отряд», — Богдан Ступка, Лариса Малеванная, Владимир Епифанцев, Кирилл Полухин, Игорь Савочкин… Конечно, наверное, все мы прекрасно понимаем, что даже если в составе труппы практически все исполнители — виртуозы, не всегда по итогу из них получается оркестр. Многое… Очень многое зависит от дирижера. А в кино — от режиссера.
Имя Олега Погодина, тогда, в 2011-м, думаю, мало кому о чем-то говорило. Но то, что после «Дома» он снял «Крик совы» — один из самых значимых сериалов в отечественном кинематографе за последние 20 лет, это уже не просто совпадение. А полновесное доказательство того, что перед нами — один из высококлассных специалистов в своей области.
И что он снял, о чем хотел рассказать зрителю своей картиной? Собирая в Сети информацию для статьи об этом фильме, наткнулся на огромную рецензию, автор которой исходил из посыла, что по своему жанру «Дом» — российский вестерн. Данная отправная точка давала ему повод громить как режиссера, так и сценаристов, и в хвост, и в гриву: и финал фильма не соответствует классическим канонам, и главный стержень жанра — добро побеждает зло — перевернут с ног на голову и, опять же, в нарушение — не побеждает.
А как на мой взгляд, взгляд человека, далекого от кинокритики, Погодин снял фильм о современной нам жизни. Жизнь же — она такая… Непокорная. Никак не желает втискиваться в узкое и неудобное прокрустово ложе классических схем, жанров и определений. Ей размах нужен. Простор.
Вот исходя из этого… Кстати, уж чего-чего, а простора в фильме хватает. И не только в прямом смысле этого слова — действие картины разворачивается на одном из хуторов, что стоит среди раздолья русских степей, где-то там, на южных рубежах страны, но и в переносном. Простор и широта характера каждого из персонажей вылеплены актерами ярко и образно, оператором поданы выпукло, в самых разных ракурсах, а режиссером органично соединены в единое, неделимое целое — семью Шамановых. Которая одна. Единая. Несмотря на то что в ней собраны люди самых разных характеров.
И этот синтез размаха и простора, давший по итогу неделимое целое — семью, на мой взгляд, если уж без жанров никак не обойтись, позволяет отнести «Дом» к семейным сагам. Да, на экране перед нами — буквально пара дней. Но их достаточно для того, чтобы воссоздать историю семьи (и прошлое, и настоящее, и возможное будущее) в четырех поколениях.
Почему, например, балку, что стоит в непосредственной близости от хутора, называют Шамановой? Да именно там в капусту крошил разную белую сволочь Иван Матвеевич (дед Шаманов, актер Виктор Хоркин). Крутой был мужик. Об этом в обычном дорожном трепе — так, ни о чем, лишь бы время скоротать — проговаривается водитель КамАЗа (Вячеслав Земляной), подбрасывающий спутников-охранников Виктора Шаманова до станицы.
Или почему Дмитрий (Игорь Савочкин) никак не может, как ни пытается по-своему помочь ему в этом отец (Богдан Ступка), занять подобающее место в семье? Ведь он — второй сын, после Виктора (Сергей Гармаш), который как сел 25 лет тому назад в тюрьму, так и не возвращался. Да, он, как один из авторитетнейших воров в законе, помогает семье материально (и хорошо помогает!), но его нет здесь, дома. Он где-то там, в Москве. А семьей нужно управлять непосредственно на месте. Почему? Может, в чем-то ему мешает такой же крутой и, как и дед, своенравный отец? Да, и это есть. Но ведь и Дмитрий — не менее крутой. Как-никак он прошел Афган. Да и комбайнер, чувствуется, знатный.
Но, увы… Даже собственная супруга считает его совершенно никчемным, за что временами и бывает битой. Главная слабина характера Дмитрия — в другом. Когда-то, 25 лет тому назад, он смалодушничал. Совершил поступок, за который отвечать пришлось Виктору. И тот сел в тюрьму. Правда, об этом никто не знает. Кроме самого Дмитрия. И эта тайна, как ржа, ест его изнутри и не дает жить так, как хотелось бы. Так, как он мог бы…
Буквально за считанные мгновения до смерти, Дмитрий находит в себе силы и признается в совершенном когда-то старшему брату. Признается, чтобы узнать, что ещё тогда, 25 лет назад, Виктор понял, кто убил того парня, на которого, может, чуть благосклоннее посматривала его первая любовь. Понял, но никому ничего… Ничего не сказал! И не только потому, что брат был для него дороже многого. В том числе и собственной судьбы. Но и потому, что Дмитрий — младший. А младших надо защищать. Даже если для этого потребуется закрыть его собою.
Да что это я? Всё рассказываю, рассказываю… О фильмах не читать или слушать надо. Их нужно смотреть. Что я и рекомендую всем вам сделать. «Дом», конечно, картина жесткая, а в финале даже жестокая, но… Но ведь она — о жизни. А в жизни, не только плюшки и ситро.
Спасибо за интересную рецензию, Константин. Мне говорили, что фильм хороший.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам, Олег, большое спасибо за Ваш добрый отзыв.
0 Ответить
Вот - вот картина жесткая, такая жесткая, что даже не досмотрела, наверное, она для мужчин Артисты, конечно, хорошие, не спорю, но многое не понравилось. Не люблю, когда бьют женщин, унижают мужчин, когда бабы дуры , а мужики размазни, а всё это там есть, да жизнь, а чего ее показывать, чтоб еще хуже стало на душе И самое главное, выхода не предлагается и не предполагается, типа жизнь такая жесткая и всё, терпите и живите. Может, если будет когда плохое настроение, досмотрю
1 Ответить
Знаете, Лидия, фильм ведь не учебное пособие... Да и вообще, навряд ли можно написать учебник по жизни, в котором обязательно будут рекомендации - делай так-то и так-то и будет тебе счастье.
Поэтому я считаю совершенно нормальным, что ни сценарист, ни режиссер "Дома" ничего не говорят о том, что и как нужно делать. Это надо решать уже нам самим. Если, конечно, мы согласны с тем постулатом, что так, как было раньше, при дедах и прадедах - уже нельзя.
Я не режиссер фильма. И не сценарист. Поэтому ничего не могу сказать за них. И все те трактовки фильма, что идут по тексту статьи, и здесь, в комментах, - мои. А я благодарен создателям фильма за жизнеутверждающий финал.
Мне показалось, что совсем не случайно выжили с одной стороны молодые (Андрей (Иван Добронравов) и дети), а с другой - любящие друг друга Игорь (Глеб Подгородинский) и Наталья (Екатерина Редникова). Только молодость и любовь друг к другу, которая совсем не стыдная и которой не надо бояться, могут помочь всем нам избавиться от старого, в котором, конечно, есть что ценить, но оно - как та цепь, которая держит нас на старом месте и мешает шагнуть в будущее.
0 Ответить
Константин Кучер, хорошо, Константин, уговорили, если там в конце победила любовь, фильм как - нибудь досмотрю, а то начало уж очень мрачное...и этот дедовский домострой, просто, даже смешно и где - то жестко, неприятно. Я бы такого ни в жизнь не выдержала и сбежала бы из такого Дома еще ребенком Как - то мне вспомнился другой Дом и тоже большая семья из другого фильма, который вроде так и называется "Большая семья". Знаете, люблю я старые фильмы, вроде бы о том же, а всё по -другому, по доброму Я понимаю режиссеров, они ищут что - то новое и своё, а получается, ничего лучше прежнего нет. Мы и так стали жесткие душой, не нужны нам сейчас такие фильмы. Да, конечно, чисто мое мнение...
2 Ответить
Да, был такой фильм о большой семье судостроителей Журбиных, с молодым Алексеем Баталовым в одной из главных ролей. Но это - 50-е годы. А "Дом" Погодина - уже о двухтысячных. Разные времена, поэтому и фильмы, рассказывающие о них, - тоже разные
В 1963-ем Никита Михалков снялся в комедии Г. Данелия "Я шагаю по Москве", а через 40 лет (2005 г.) он же снялся в картине уже другого режиссера А. Балабанова, но тоже - в комедии ("Жмурки"). Актер - один и тот же, жанр - тоже, а картины - даже сравнивать невозможно. Думаю, и разговора нет за то, что в 1963 г. нельзя было снять "Жмурки". Но и в 2005 г., если бы кто-то вдруг начал снимать фильм с сюжетной основой "Я иду", то он был бы совсем другим, не таким, каким мы знаем и помним эту кинокартину.
"Я иду" стал культовым фильмом 60-х. Наверное, потому, что в нем ярко отразились характерные черты и настроения современного ему общества. Кто знает, может, лет через 10 "Дом" Погодина тоже будут считать культовым фильмом первого десятилетия двухтысячных?
0 Ответить