— Ну надо же! — вскрикнула я, когда с первым же шагом по этой земле почти споткнулась о человека в кришнаитском одеянии, выходящего из машины с надписью «Харе Кришна».
— Бывает, — прозвучало в ответ.
Таким образом, первым же человеком, встреченным в государстве Малайзия, оказался русский кришнаит. Действительно, бывает.
Андаманское море — красивое, теплое, с «богатым внутренним миром». Но это и часть Индийского океана, где ровно 10 лет назад произошло страшное землетрясение с самым смертоносным цунами, известным в современной истории.
А прямо сейчас, в эти дни, в Малайзии из-за непрекращающихся дождей — тяжелейшее наводнение: стихийное бедствие, беженцы, спасательные операции.
Есть Андаманские острова (часть Индии), а есть просто разнообразные острова Андаманского моря, которые принадлежат разным государствам. Сегодня мы в гостях у Пенанга — острова, который принадлежит Малайзии.
Официально открыл этот остров рожденный в мусульманской семье выходцев из Бухары китайский путешественник, флотоводец, евнух и дипломат Чжэн Хэ (1371−1435 гг.) — ныне один из народных и исторических героев Китая.
Чжэн Хэ был внуком не менее знаменитого деда, который погиб, а мальчик попал в плен к императорскому сыну, был взят ко двору, кастрирован и обучен грамоте. Его победитель и властитель в отличие от своих родственников, не только считал возможным давать евнухам образование, но и предоставлял шанс на политическую карьеру. Чжэн Хэ получил титул «главного евнуха», что являлось довольно высоким статусом чиновника.
Затем Чжэн Хэ боролся с японскими пиратами, стал адмиралом, руководителем флота (250 судов!), совершил семь путешествий в Юго-Восточную Азию и Индийский океан, дошел до Африки.
Этот китаец-мусульманин выказывал уважение и к другим религиям, имел даже буддийское прозвище «Три драгоценности», но для экспедиций в страны, где главной религией был ислам, выбрали его.
Чжэн Хэ со своими моряками составлял карты и описания, вел торговлю. Не обходилось и без насилия, конечно. О его плаваниях ходили легенды, писались романы, а европейские мореплаватели, которые еще не имели представления о том, как огибать мыс Доброй Надежды, быстро усвоили проложенные новые маршруты. Это ведь случилось еще до европейской эпохи Великих географических открытий.
Сам адмирал умер во время своего последнего, седьмого, путешествия, был похоронен в море, есть и гробница-кенотаф в Нанкине. Впрочем, существуют и другие версии.
Детей у Чжэн Хэ, естественно, не осталось, однако он усыновил одного из племянников, и вот уже 700 лет по сию пору есть люди, которые считаются его потомками. Что мне нравится в традиционных обществах — это то, что люди знают, что их могут помнить столетиями. Тут не особо забалуешь.
Китайские общины Малайзии и Индонезии считают его своим основателем, ставят в его честь памятники и храмы, выпускают марки. А вполне себе европейский журнал Life включил Чжэн Хэ в список одного из ста человек, оказавших наибольшее влияние на историю человечества в последние 1000 лет.
Уже в 1786 году остров Пенанг приобрел у султана англичанин Фрэнсис Лайт — не сам, конечно, а от имени Ост-Индской компании, а основной валютой стала защита от посягательств могущественных соседей — Бирмы и Сиама.
Но остров был весь покрыт влажными джунглями, люди умирали от малярии. Тогда англичанин применил простую тактику. Во-первых, он выстрелил из пушки серебряными монетами. Желающих собрать их, должно быть, набралось немало. Во-вторых, было объявлено, что каждый может получить столько земли, сколько сможет расчистить от джунглей.
Сам остров был переименован в Остров принца Уэльского, был выстроен форт, основана столица — Джорджтаун, в честь короля Георга III, получен статус зоны беспошлинной торговли. Скоро на фактически необитаемом острове жило 10000 человек.
Дальше случались уже традиционные военные баталии с разных сторон, которые закончились тем, что кажется неким казусом с выплатой острову денег федеральным правительством.
Здесь же, вдалеке от Европы, проходили бои и мировых войн. В Первой мировой у Пенанга германский крейсер, применив обманку «под англичан», потопил русский бронепалубный крейсер «Жемчуг». Моряки крейсера, прошедшего Цусимское сражение, похоронены в малазийском Джорджтауне, на христианском кладбище.
Остров Пенанг — котел народов и религий и, кстати, единственный штат в Малайзии, где сами малайцы — в меньшинстве. Говорят на малайском, тамильском, различных диалектах китайского, английском. Как в любой бывшей английской колонии — своеобразный вариант, в Сингапуре — синглиш, в Малайзии — манглиш. Исповедуют ислам, индуизм, буддизм, даосизм, католицизм, протестантизм. Большую роль играет англиканская церковь.
В этот перекресток цивилизаций стекались китайцы, малайцы, индийцы, тайцы, армяне, англичане, голландцы. Каждый селился на своей улице, они сохранились — многие сооружения в первозданном виде. Не случайно сейчас Джорджтаун включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но об этом — в следующий раз.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...