Александр Смирнов Грандмастер

Кулачные бои на Руси: откуда и зачем? Мнение некоторых современных и несовременных авторов. Часть 1

«Кулачные бои на Руси известны с глубокой древности»; «издревле славяне славились как искусные воины»; «кулачные бои использовались как способ воинской подготовки»…

MarcusVDT , Shutterstock.com

Они и вправду упоминаются, правда, по большей части в негативном ключе. С одной стороны, это неудивительно: подавляющее большинство (если не все) старорусских текстов написано церковными авторами. Для них же кулачные бои, как и иные традиционные «забавы» — проявления язычества. Каковыми они, вообще-то, и были.

А вот воинской подготовки старые авторы в кулачных боях почему-то не видели. Наверное, тупы были и необразованны… В воинских делах и защите родины не понимали. Во всяком случае, так выходит, раз жили в те времена, а «очевидного» не замечали. Зато для нынешних знатоков рукопашного боя все очевидно.

Сразу признаюсь: я не знаток старых текстов. Вообще. В Сети же совсем мало соответствующей информации из ранних текстов. А интересны именно они, раз традиция идет из глубокой древности. Поэтому прошу прощения за обилие в статье «вроде бы» и «возможно».

Вроде бы первое упоминание есть еще в ПВЛ. Но там упоминание (по крайней мере то, на которое часто ссылаются), на мой взгляд, туманно. Вот в 1274 г. встречается прямое осуждение кулачных боев и их участников. Вроде бы примерно так: «в божественные праздники позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты».

И, естественно, позже кулачные (в широком смысле) бои упоминаются. Всякий раз осуждаясь церковью вплоть до санкций. Давайте не забывать, что в старину церковные санкции были делом серьезным. И чем позже — тем серьезнее отношение к ним в народе. Ну не сразу привилось на Руси христианство, скажем откровенно. Может в 13 в. народ и смотрел на многое сквозь пальцы, но в 16, 17 и далее веках Русь/Россия уже глубоко православная.

Кулачные бои традиционно связаны с церковными праздниками. Почему? На самом деле связаны они были с праздниками еще до христианства. Позже христианские праздники «закрыли» более древние так же, как ранние храмы строились на месте старых языческих святилищ.

Кроме того, когда интересы церкви сталкивались с интересами государства, последнее обычно побеждало. Выскажу сугубо личное мнение: видели б власти в кулачных боях воинскую подготовку (а это дело государственное!), думаю, молчала б церковь.

Но власти почему-то тоже бои не поощряли… Может быть, считали достаточным церковное осуждение. А позже запрещали, в 17 в. дважды. Екатерина Первая требовала проводить бои только с разрешения властей. Вроде бы Екатерина Вторая не запрещала. Здесь современные авторы любят ссылаться на братьев Орловых, любивших и устраивавших кулачные бои и приглашавших бойцов «на подраться».

Вообще-то, фавориты императрицы могли делать что угодно. Тем более, в собственных имениях. К тому же Екатерина активно «развлекала» церковь секуляризацией, а это затрагивало всех священнослужителей сверху донизу. До того ли им было, чтобы осуждать Орловых? Может, местным приходским священникам что и не нравилось, так они зависели от помещиков.

Александр Первый пытался запретить бои, окончательно же запретил Николай Первый. В начале царствования, в 1832 г.

Почему-то не видели глупые власти своей выгоды в этой традиции. Ни когда воевали княжеские дружины, ни во времена дворянского ополчения. А во времена первых полков нового строя как раз и начались первые официальные запреты: 1641 и 1686 г. Странно, не правда ли? Разве что Петр Первый не запрещал, но, как я уже сказал, запрещала его преемница Екатерина Первая. Поскольку вроде бы она правила не вполне самостоятельно — видимо, не самые глупые государственные мужи тоже не видели особой выгоды в этой традиции. Тот же Меншиков к примеру. И не нужно говорить, как часто бывает при упоминании Меншикова, что он «вор». Может, и вор, но какое отношение это имеет к кулачным боям? Меншиков был толковым и грамотным военным, да и при организации петровской армии присутствовал с самого начала.

Да, эту традицию пытались регламентировать: при той же Екатерине Первой еще до запрета. И после, при Петре Втором и Елизавете. Главным образом, в городах. Думается, до крестьянства руки не доходили. Да и возможные увечья становились заботой общины или в крайнем случае помещика. Да и не уследить за соблюдением запрета в каждой деревне!

И кулачные традиции дошли до 20 века.

Так почему власти не видели в кулачных боях пользы? Кроме того, что это пусть опасное, но развлечение? Может, кулачные бои никогда и не были элементом воинской подготовки?

Статья размещена на сайте 10.02.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: