Первые тульские гармоники играли в мажоре. Однако мажор, и мажор, и снова мажор — это немного надоедает. И в 1870 году музыкант-самородок тульский рабочий Николай Иванович Белобородов создаёт инструмент с хроматическим строем. Это на 20 лет раньше, чем в Европе. И если считать, что инструмент распространился благодаря торговле, то он пришёл не из Европы к нам, как принято утверждать, а от нас к ним. А басовый механизм изменил тульский мастер Чулаков, благодаря ему с тех пор в басах нажатием одной кнопки извлекается несколько звуков одновременно.
Как только появилась возможность играть мелодии в миноре, возникло великое множество запоминающихся песен. Всякое стоящее стихотворение тотчас сопровождали мелодией в долгожданном миноре, причем нередко музыкант просто нажимал все клавиши подряд, благо в хромке соседние клавиши отстоят как раз на терцию, и три-четыре пальца, прижавшие кнопки по очереди, давали красивое трезвучие или септаккорд. И сейчас, подбирая старую песню, можно смело трогать соседние клавиши, улавливая лишь, куда идет в целом движение, вверх или вниз. Звуки совсем близкие — пробуй соседний ряд, а если звучит разливисто — бери соседний звук на том же ряду.
Подбор прост необычайно, не то что на фортепиано. Потому многие гармонисты не спешат осваивать музграмоту и мелодии записывают номерами кнопок. Под правой рукой в крайнем ряду их 13 (считаем сверху вниз, ближе к меху ещё 12, с 14-й по 25-ю). Нужна тоника в миноре — ищите 17-ю кнопку, в мажоре — 3-ю или 18-ю.
17−6−18−19−18−6−17−2−17 — это «Бьется в тесной печурке огонь».
То же можно записать как a-h-c-e-c-h-a-dis-a. Или, избегая соль-диеза, ahcechaha.
По таким буквенным формулам можно находить песню, если помнится только мелодия. И скоро, наверное, этот поиск станет доступным онлайн. Или уже есть, кто знает?
Англоязычные песни можно искать, напев голосом, на «мидоми.ком», а наши?
Предполагаю, что довольно скоро все музыкальные сервисы сольются, и воспроизведение, ноты, аккорды, цифры, распознавание по словам и звукам, вариации для разных инструментов и их сочетаний — всё будет доступно для всех без особых ухищрений. И одновременно стремительно возрастёт ценность всего реального, а не виртуального. Свой голос, игра своими руками, а не сто раз скопированная и воспроизведённая чья-то запись. И концерты без микрофонов. И совместное пение без массовиков-затейников.
Кто раньше сообразит, что времена меняются, тот лучше напрактикуется к нужному моменту. Уже сейчас с гармонью на улицу выходят не чудаки, недавно прибывшие из деревни, а выпускники музыкальной академии имени Гнесиных, солидные мужи с высоким статусом, домохозяйки, вчерашние гитаристы. Идут по улицам, поют, и милиция, она же полиция, улыбается им вслед.
С чего началось нынешнее возрождение? С Музея русской гармоники А. Мирека, открытого с 28 февраля 2000 года? Или с движения «Играй, гармонь!», поднятого Геннадием Заволокиным? Или с телепередач, которые в 1986 году он начал вести на телевидении?
В Измайловском парке петь под гармонь как начали с войны, так ни на год и не прекращали. Выходите в Москве на станции «Измайловская» из первого вагона вечером выходного дня и поворачивайте направо. Особо ценятся те люди, которые знают тексты песен. Голосов и гармоней хватает, особенно в воскресенье после семи, а слова старых песен мало кто знает.
Гармонь — далеко не такой богатый инструмент, как аккордеон и баян. Хоть и называется «хромкой», звуков в октаве ощутимо не хватает. Из-за этого порой гармонь считают неполноценным инструментом. Лучше бы считали интересным, увлекательным. Музыканты с творческой жилкой очень любят переход на гармонь из-за множества любопытных неожиданностей, слома стереотипов.
Как они обходят проблему нехватки звуков? Играют аккорд, за мощным звучанием которого скрывается нехватка одного звука. Или играют терцию к нужному звуку, получается вроде второго голоса. Окружают нужное несколькими другими проходящими звуками.
Как только этот вопрос отпадает, гармонь оказывается исключительно легка в освоении и приятна на слух и для рук. Не от этой ли легкости происходит особенная жизнерадостность гармонистов?
У кого в душе огонь, у того в руках гармонь.
Друг любезный, не долдонь, а возьми скорей гармонь!
Чтоб проснулись эти сони, поиграй им на гармони!
В последнее время гармонью стали интересоваться родители из-за её замечательной способности развивать мелкую моторику и гармонический слух. И потому, что появились гармони «Сказка» специально для детей. И потому, что гармонь из деревенского оркестра превратилась в изысканный концертный инструмент.
Н.П. Трофимов
Щемящие звуки
Гармонь растворилась в России,
Народ ее взял к себе в дом.
Вздыхают меха, раскрываясь красиво,
И мы с нею вместе поем…
Пусть голос непевческий, ломкий,
С любовью берет ветеран
Простую, двухрядную хромку
И добрый, басистый баян.
Она, как никто, сочетает
Веселие, грусть и печаль,
И нам про любовь напевает,
Про теплую мамину шаль.
Гармошки щемящие звуки,
Откуда-то с края села,
Доносят душевные муки,
О том, что сирень отцвела.
Легка, как росистая стежка,
Как брага в шипящем ковше,
Играет, тоскует гармошка,
Теплеет у нас на душе…
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...