Речь идет о Тавифе — ученице апостола Петра. Тавифа заболела и умерла, а ученики апостола попросили его прийти. «Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами на глазах предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна (так переводится имя Тавифа — прим. автора), живя с ними». (Деяния, 9, 39.)
Эдвин Лонг (1829−1891) — английский портретист, автор исторических, библейских, жанровых сцен. Он побывал в Испании, Сирии, Египте, увиденное отражалось в его полотнах.
Картина «Собрание Доркас в шестом веке нашей эры» приводит нас в христианский храм, в котором последовательницы и поклонницы Тавифы продолжают ее дело: шьют рубашки и платья для тех, кто приходит в церковь.
Центральный персонаж — женщина в светлом одеянии (видимо, кастелянша), перед которой на коленях стоит полуобнаженная девушка. Кастелянша предлагает ей какое-то платье, а просительница на коленях благодарит ее.
Справа возле входной арки стоят еще две женщины, ждут своей очереди. На их лицах — усталость и уныние. Слева сидят за столом швеи с иглами в руках, закройщица что-то режет. На стене — фрески: Христос с апостолами, Иоанн Креститель с агнцем на плечах в окружении учеников, павлин (символ солнца и бессмертия).
Но почему в названии картины — имя «Доркас»? Это — второе имя Тавифы. Общество «Доркас» появилось на острове Мэн в новое время, в декабре 1834 года. Основание этого общества было как бы благодарностью населения за избавление от холеры. Была и материальная необходимость в такой организации: во время эпидемии одежда и постельные принадлежности больных сжигались. «Доркас» собирала пожертвования (преимущественно — в виде ненужной одежды и белья) и распределяла их нуждающимся.
Другие отделения «Доркас» были основаны в Америке миссионерами в начале 1800 годов. Общества «Доркас» действуют до сих пор по всему миру.
В Израиле при синагогах существуют группы такого рода. Им принадлежат ящики сбора одежды, которые выставляются на улицах в разных местах. Собранная одежда стирается, сортируется, раскладывается по видам и выдается нуждающимся, которые приходят в синагогу.
Не все попадает в эти ящики: кучки одежды можно увидеть на улицах. Ее не выбрасывают, а выкладывают, чтобы ее мог использовать тот, кому это необходимо. И люди смотрят и берут.
Сегодня в таких кучках нет тряпья, нет обносков: чуть поношенные вещи, вместо которых в гардеробе бывших хозяев появились новые, более модные. Эти кучки никак нельзя сравнить с тем, что запечатлел на своем полотне Ральф Хедли (1848−1913) — английский художник, автор многих жанровых зарисовок с улиц Англии. На этой картине — старьевщица на набережной продает собранные на улицах вконец изношенные вещи (иногда — купленные за бесценок). Справа — стоящая на коленях босая девочка выбирает себе обувь. Слева — мама примеряет сыну курточку.
На блошином рынке в Тель-Авиве и сегодня можно увидеть горы поношенной одежды — бизнес живет и дает жить и продавцу, и покупателю. И надо полагать, что если он (бизнес) существует тысячелетия, то думать о его исчезновении в ближайшее время не приходится…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...