Вероника  Башурина Профессионал

Как затонувший галеон стал главным экспонатом музея? Трагедия и величие королевского корабля «Васа». Часть 1

10 августа 1628 года. Этот теплый и ясный воскресный день обещал быть особенным для Стокгольма — ведь в свое первое плаванье готовился отправиться королевский галеон «Васа». Но произошло непредвиденное…

Внезапный порыв ветра в один миг опрокинул гигантское четырехпалубное судно на бок. Корабль пошел ко дну стремительно, унося вместе с собой жизни пятидесяти человек из ста пятидесяти, находившихся в тот момент на борту.

Трагедия «Васы»

Корабельные катастрофы в Швеции тех времен были отнюдь не редкостью, ведь на протяжении 1620-х годов затонуло более пятнадцати крупных и мощных боевых кораблей. Однако знаменитым стал только «Васа».

Строительство «Васы» велось прямо на верфи, расположенной в центральной части Стокгольма. Как только все работы были завершены, судно было перемещено к причалу, соседствующему с дворцом короля. До грандиозного отплытия оставалось совсем недолго — нужно было лишь загрузить на галеон пушки, необходимое количество пушечных ядер и балласт.

Планы самого первого плавания «Васы» были грандиозными. Перед отправлением в боевой поход галеону предстояло совершить прохождение среди великолепных шхер Стокгольма и торжественно взять на свой борт три сотни солдат.

Этот воскресный день был настоящим праздником для жителей Стокгольма, поэтому на борту «Васы» находились жены и дети членов экипажа, которые пришли проводить своих героев.

Из-за неблагоприятного ветра галеон пришлось тянуть при помощи якорей первые несколько сотен метров. Затем, по приказу капитана Ханссона, были подняты фок, фок-марс, грот-марс и бизань.

Торжественный пушечный салют стал для «Васы» последним. Галеон, перекинутый разбушевавшимся ветром на бок, моментально был наполнен водой через пушечные порты и… с поднятыми флагами и парусами начал медленно идти ко дну.

Предыстория

Галеон «Васа» приобрел славу еще до того, как был впервые спущен на воду.

Король Швеции Густав II Адольф утверждал, что процветание королевства зависит от Бога и флота. Во время Тридцатилетней войны (1618−1648 годов) с целью овладения Померанией (южным побережьем) правитель распорядился направить все силы на укрепление своего военного флота.

Густав планировал обзавестись четырьмя огромными военными кораблями. Их создание было поручено талантливому голландцу по имени Хенрик Хюбертссон, который являлся главным судостроителем королевства.

Именно галеону «Васа», получившему свое название в честь правящей королевской династии, было суждено сыграть главную роль и стать гордостью королевского флота Швеции. Строительство этого гигантского галеона было знаменательным событием, за которым внимательно наблюдала не только вся Швеция, но и послы многих иностранных государств.

Король был абсолютно уверен в том, что он сможет потрясти всех своих врагов таким кораблем, который будет сочетать в себе не только непобедимую военную мощь, но и по-королевски роскошное убранство. Поэтому для великолепной скульптурной работы в Стокгольм были приглашены все самые талантливые мастера резьбы по дереву, маляры и кузнецы из европейских стран.

«Васа» получился поистине роскошным. На корме — богатые позолоченные галереи и балконы, украшенные фигурами богов и героев мифов Древней Греции. А на форштевне красовалось огромное изображение приготовившегося к прыжку льва, также покрытое слоем позолоты.

Разумеется, в процессе строительства «Васы» главный акцент делался на выдающиеся мореходные и боевые качества, которыми до того времени не обладало ни одно судно.

Этот мощный галеон должен быть стать новейшим супероружием Швеции. Целиком изготовленный из высококачественной древесины дуба этот гигант в длину достигал 61 метра. При этом его максимальная ширина составляла 11,7 м, а осадка — 4,8 м. У корабля было четыре палубы, вторая и третья из которых являлись пушечными и были оснащены 64 пушками. Кстати, 48 пушек были 24-фунтовыми — для тех времен это огромнейшая мощность.

Голландские корабельные мастера предлагали Густаву II Адольфу несколько изменить проект корабля, поскольку центр его тяжести был предусмотрен слишком высоко. Они предлагали сократить количество орудий либо слегка расширить судно, пожертвовав его маневренностью. Но правитель Швеции оставался непреклонным перед своим решением.

Желание короля заключалось в создании совершенно нового боевого судна, которое не имело аналогов. Галеону «Васа» пророчили боевую славу, но у Бога, по всей видимости, были другие планы.

Продолжение следует…

Обновлено 24.08.2015
Статья размещена на сайте 9.08.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 9 августа 2015 в 09:40 отредактирован 9 августа 2015 в 09:40

    Простите, но "величие" этого корабля - лишь в том, что он утоп не выйдя в море, не сделав ни одного рейса.
    Можно говорить о величии эго короля, погубившего кучу денег, кучу труда своих подданных и сколько-то самих своих подданных - из-за собственного упрямства и дурости.
    Вы не обижайтесь, но - чтобы в то время разрешили флотским пустить их семьи на корабль - похоже на сказку.
    На корабле был капитан, было с пяток офицеров. Все прочее - масса быдла, которых и за людей-то не считали.
    ...но я всегда восхищался шведами, которые из тупой дурости своего короля сделали такой шикарный и прибыльный аттракцион.

    Оценка статьи: 5