Сергей Курий Грандмастер

Как Милен Фармер записала хиты про ягодицы, разочарования, Калифорнию и любовь размера XXL?

После оглушительного успеха сингла «Sans Contrefacon», который чуток не дотянул до вершины французского чарта, Милен Фармер не снизила накала и таки записала свой хит № 1. Музыка стала резче, текст — пикантнее, а видеоклип — масштабнее.

скан обложки диска

«Pourvu qu’elles soient douces» (1988)

Если мне не изменяет память, именно эта песня привлекла моё внимание к творчеству французской певицы. Правда, о чём в ней поётся, я тогда не знал, а когда узнал, немного опешил.

Оказалось, что в названии песни — «Только бы они были нежными (мягкими)» — слово «они» относилось к женским ягодицам. Остальной текст не только воспевал эту часть тела, но и содержал завуалированные предложения героини заняться… анальным сексом.

Пер. — Алёна Сергеева:

Твоей «Камасутре»
Уже сто лет.
Мой Бог, это давно вышло из моды,
Есть способы поэкстремальнее…

Эти намёки можно увидеть и в клипе с его сценами порки и оголения «крупа» певицы.

Слова к песне, как обычно, написала сама Фармер, а музыку — её постоянный напарник Лоран Буттон. Он же снял и клип, вполне в духе предыдущих — только ещё длиннее и кинематографичнее.

Бюджет видео составил 3 млн. франков, съёмки продолжались больше недели, а полный вариант клипа вышел продолжительностью около 18 минут! Что касается сюжета очередного «мини-фильма», то его решили начать с того места, где закончился клип «Libertine» (недаром клип носит подзаголовок «Libertine II»). Открывается видео следующим текстом: «18 августа 1757 года. Подразделение армии его величества Георга II под командованием капитана Алека Паркера…».

Милен Фармер:
«Мы в XVIII веке. Действие происходит во время Семилетней войны. Это история, которая происходит на территории Франции, между английской и французской армиями, где в главных ролях: Либертина, английский капитан и соперница Либертины, которая будет заниматься проституцией… Это было в лесу Рамбуйе, в самой его гуще. В общей сложности было где-то 500−600 персонажей».

Итак, солдаты английской армии обнаруживают тела Либертины и её любовника. Внезапно выясняется, что девушка жива, и её отвозят в английский лагерь. Там начинаются шашни Либертины и капитана Паркера в стиле «От ненависти до любви — один шаг». В это время проститутки «расслабляют» английских вояк, а одна из них (извечная противница Либертины) подаёт французским войскам сигнал и стреляет в капитана. Французы громят лагерь, Либертина дерётся со своей вражиной, убивает её и спасает молодого английского барабанщика. Подробнее рассказывать не имеет смысла — клип длинный и лучше его посмотреть.

Сингл «Pourvu qu’elles soient douces» вышел ровно к 27-летию Милен Фармер (12 сентября 1988 года) и стал своеобразным подарком — первым хитом № 1 в её карьере.

«Ainsi soit je…» (1988)

Первой же балладой в творчестве певицы стала заглавная композиция альбома 1988 года. Название песни «Ainsi soit je» («Да буду я», которое обычно переводят как «Такова Я») обыгрывает фразу «Ainsi soit Il» («Да будет так») — аналог слова «Аминь», которым заканчивают молитву.

Видео к песне, в отличие от предыдущих, не имеет чёткого сюжета и выполнено в чёрно-белом «готическом» антураже. В нём присутствует полная Луна, сова и оленёнок (дань диснеевскому м-ф «Бемби»), а также сцена падения героини в воду, которая далась певице с трудом (она панически боялась воды). Текст полон характерной для Фармер меланхолии — она поёт о сомнениях, разочарованиях и одиночестве.

Милен Фармер:
«Я очень люблю состояние грусти, даже если иногда оно мучительно. Можно позволить себе немного расслабиться, порой до слёз. В конечном счёте, грусть такое же богатое чувство, как и радость. И именно чувство грусти объединяет артистов, писателей, художников».

«Desenchantee» (1991)

В 1991 году полку тоскливых песен прибыло. Например, суицидальную «Je t’aime melancolie» («Я люблю тебя, меланхолия») вполне могли бы взять на вооружение современные «эмо».

Невесёлое название носил и главный хит Фармер в 1991 году — «Desenchantee» («Разочарованная»). Милен говорила, что на тему неизбежного краха любых иллюзий и идеалов её вдохновила книга «На вершинах отчаяния» (1934) румынского мыслителя Эмиля Мишеля Чорана, содержащая крайне пессимистический взгляд на человечество.

В начале 1990-х данная тема нашла благодатную почву. Многие видели в тексте политическую подоплеку — будь то война в Персидском заливе или разочарование французов в своём президенте Миттеране, который на выборах 1988 года заигрывал с молодёжью и шёл под лозунгом «Поколение Миттерана». Ведь недаром же Фармер поёт:

Все, что меня окружает — это хаос.
Все мои идеалы — лишь испорченные слова.
Я ищу душу, которая сможет мне помочь.
Я принадлежу к поколению разочарованных…

Однако сама певица не раз заявляла, что текст песни навеян личными сомнениями и разочарованиями. Недаром третий альбом — «L'Autre…» — записывался почти три года.

Милен Фармер:
«Констатируя негативизм, я не собираюсь его провозглашать. Пессимизма нет в том, чтобы думать, что в 91-м мы стали более трезво смотреть на вещи, отдавая себе отчёт в своих разочарованиях, чем раньше.

…Мы больше не хотим изменить мир, а только придать ему смысл. Придать смысл своим сомнениям, своей ненасытной жажде свободы… Мы потеряли свои иллюзии, но мы выиграли на курсе. Важное осознание!"

На песню был снят очередной клип-фильм, вдохновлённый на этот раз «Оливером Твистом» Чарлза Диккенса. Здесь певица вновь предстаёт в излюбленном мальчишеском образе. Под видом босяка-беспризорника она проникает на некую фабрику, где такие же подростки находятся на положении рабов и трудятся в ужасных условиях под прицелом вооружённой охраны. Героиня Фармер поднимает бунт и убегает с мальчишками по снежному полю. Однако в конце клипа путь бегущим преграждает река и они останавливаются… Прямо как в песне Высоцкого: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»

«California», «XXL» (1995)

В 1994 году Милен ждало ещё одно сильное разочарование. Художественный фильм «Джорджино», где певица, наконец-то, проявила себя в качестве полноценной актрисы, с грохотом провалился в прокате.

Возможно, именно этот провал подтолкнул Фармер к переменам в своей музыкальной карьере. Это хорошо заметно по материалу очередного альбома певицы — «Anamorphosee» (1995). Грусти поубавилось, тексты стали более простыми, а музыка более американской — в песнях много рок-гитары и элементов R’n’B. Эти изменения неслучайны — песни писались и записывались певицей в Лос-Анджелесе.

Свою признательность солнечной Калифорнии Фармер в полной мере выразила в одноименной композиции. В одном из интервью она даже заявила, что если бы могла начать жизнь заново, то сделала бы это именно в США.

Хотя песня «California» звучит преимущественно на французском, в тексте встречается много английских словечек: Free-way (автострада), L.A. (сокращение от «Лос-Анджелес»), Ice (лёд), Trip (поездка на авто), Road movie (жанр кино об автомобильных путешествиях) и другие. Не забыла певица и о французской культуре, процитировав строчку из знаменитого стихотворения Аполлинера «Мост Мирабо» («Наступает ночь, и пробил час…»).

Хотя музыку к песням писал всё тот же Лоран Буттон, от съёмок клипов он был на время освобождён. Режиссёром видео к «California» стал Абель Феррара. На этот раз певица выступила в двух ролях — гламурной леди из высшего общества и проститутки. Тем самым ненавязчиво провела параллель между зависимостью от богатого мужа и зависимостью от сутенёра. Партнёр Фармер по клипу Джанкарло Эспозито также выступил в двух обличьях — богача и сутенёра.

По сюжету Милен-леди замечает из окна дорогого авто свою «двойницу», «торгующую» на обочине. Когда же сутенёр убивает подопечную, леди переодевается в проститутку и мстит негодяю той же монетой. Чтобы более естественно сыграть роль, певица долго наблюдала за работой и манерами настоящих «жриц любви» (они, кстати, тоже появляются в клипе).

В отличие от неторопливой «California» и пронзительной баллады «Rever», третий хит альбома — «XXL» — звучал значительно энергичнее. В клипе режиссёра Маркуса Ниспеля мы можем увидеть Милен, которая под бодрые гитарные риффы несётся впереди паровоза, аки статуя на носу корабля.

Милен Фармер:
«Меня действительно привязали к носу паровоза, и… о, Боже, это длилось 4 или 5 часов, я не могу сказать точно… Я даже не могла сойти с поезда, а он и в самом деле двигался, иногда с огромной скоростью. Это было удивительно!»

Певица окрестила эту песню «феминистской» — в данном случае, обращённой исключительно к женщинам.

Пер. — Александр Черткова:

Будь она девушкой с вечеринок, красоткой,
Будь она девушкой с помойки —
Мы все одни и те же.
Будь она под знаком полумесяца, (символ мусульман — прим. пер.)
Будь она под холмом Сатурна, (согласно хиромантии люди с развитым холмом Сатурна независимы и любят одиночество — прим. пер.)
Сторонницы абортов и беременные,
Все нуждаемся в любви размера XXL
Все мы хотим любви размера XXL…

В 2005 году Фармер исполнит уже по-настоящему феминистскую песню «F**k Them All» (вроде «Пошли они все на…»), где, как я понял, предъявила мужчинам счёт за извечные страдания женщин.

К счастью, все эти модные заявления, как и прошлые эротические провокации, присутствуют лишь в рамках творчества певицы. Декларируемый «феминизм» не сделал Фармер менее женственной, а её жизнь до сих пор не даёт пищи для скандальной «жёлтой» хроники.

Обновлено 17.11.2015
Статья размещена на сайте 11.11.2015

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: