Влюбленный Сергей Есенин не нашел ничего лучшего, чем обратиться за советом к меняле: как объяснить предмету поклонения свои чувства?
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю…
C. Есенин
Стихотворение Есенина интересно тем, что меняла представлен не только как знаток обмена денег. Автор спрашивает у менялы, как ему объясниться с любимой. И меняла не обманул его ожиданий:
И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
Что получается: меняла не только знает кое-что о деньгах, он еще и психолог, советчик в самых интимных делах!
А теперь перенесемся в современность. Функции менял сегодня выполняет банк. А вам придет в голову обратиться к кассиру банка с вопросом:
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
В лучшем случае — на вас удивленно посмотрят, в худшем — вызовут психиатрическую скорую помощь.
Насколько С. Есенин был прав, задавая меняле свои вопросы о любви? Иными словами: меняла был настолько знающим человеком, что мог ответить на такие вопросы?
Ответ положительный: да! Почему? Он только меняет деньги: динары на рубли, рублики на тугрики… Но к нему приходят люди, у каждого из них свои причины искать обмен валюты. Кто-то едет в дальние края, кто-то должен отдать занятое когда-то золото, кто-то должен заплатить золотом — так требует продавец…
Что нужно знать меняле? Прежде всего, стоимость монет, с которыми к нему обращаются клиенты. Например, сколько он должен получить медных монеток диаметром 6 мм в обмен на одну золотую диаметром 30 мм и весом 30 граммов? Да еще и медяшки разных государств, разного достоинства и разных годов выпуска — все это видно на монете, надо только знать, как это обозначено. И вообще, можно ли такую монету хоть на что-нибудь поменять или ее уже можно просто выбросить?
Итак, минимум, что должен знать меняла: арифметику, географию на монетах, персоналии на монетах, содержание драгоценных металлов в монетах, ценность монет по отношению к другим монетам. Можно к этому добавить, что меняла должен уметь увидеть фальшивую монету, а в клиенте — честного человека, или распознать вора: продажа ворованного всегда приравнивалась к воровству.
Родственной с обменом деятельностью было и остается ростовщичество. Кто сегодня вполне официально, на законных основаниях, дает деньги в рост, то есть берет процент за пользование ссудой? Банки. Есть и «серые» банкиры (или «черные», это одно и то же), у которых можно занять в любом количестве под убийственный процент.
Менялы накапливали капитал и давали взаймы, естественно, под проценты. Иногда брали только расписки, иногда брали в залог ценные вещи (то есть меняла должен был знать стоимость предлагаемых в залог вещей). Если ссуда не возвращалась, залог переходил в собственность менялы.
Может быть, понимание того, насколько сложна и интересна (а иногда и опасна) эта профессия, заставляло художников писать портреты менял (все портреты безымянные, видимо, менялы не очень хотели себя ракламировать).
Герард Доу, «Ростовщик». Старик в кипе сидит за столом, в его левой руке — коромысловые весы, в правой он держит монету. Перед ним — бумага с восковой печатью (видимо, официальное разрешение на этот вид деятельности). Странного вида предмет с торчащей (и как бы нацеленной на зрителя) деревяшкой — кошелек с несколькими отделениями (просматриваются шесть) для монет разного достоинства.
Что на весах — не очень ясно, но можно предположить, что на дальней чашке лежит кусочек золота, а в левую (ближнюю) меняла кладет монеты, чтобы определить, сколько стоит золото.
В глазах менялы — вопрос к клиенту, которому нужны деньги: «Золото стоит столько-то. Этого достаточно? Есть что-то еще?»
Корнелис де Мэн, «Мужчина взвешивает золото». Этот меняла побогаче: слева — богато отделанный камин, возле которого возится слуга, в центре — массивный стол с точеными ножками, справа стоит сундук с мешком, набитым деньгами. За столом сидит клиентка, наблюдает за действиями хозяина дома. Она что-то принесла в коробочке и сейчас ждет ответа: сколько она за это может получить. Ее унылый вид говорит о том, что ей приходится расставаться со своими драгоценностями.
Квентин Массейс, «Меняла и его жена». Здесь — супружеская пара. Муж взвешивает монеты, которые он ссужал кому-то, проверяя, нет ли обмана. На столе перед ним — несколько баночек с крышками (разновесы?). Круглый предмет на первом плане — зеркало, в котором отражается окно и голова мужчины в красном тюрбане (должник, который принес деньги?).
Маринус ван Реймсвалле, «Менялы». На полотне — два ростовщика, отец (слева) и сын. Слева — черные предметы на шнурке, похожие на увеличительное стекло. Справа лежит предмет желтого цвета с деревянной рукояткой — кошелек. В центре стола на черной подкладке — цепочка с медальоном (видимо, залог).
Отец вносит в книгу записи об операциях. Наверху на полке в корзине — множество бумажек с печатями (долговые обязательства).
День в разгаре, менялы работают…
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...