Картины относительно невелики: 64×110 см, то есть они не создавались для украшения дома богатого заказчика (хотя не исключено, что заказ от кого-то всё-таки был). Можно предположить, что эти очень насыщенные предметами картины должны были помочь родителям (имеются в виду сами художники) в образовании собственных детей.
Стоит ли описывать картины? Безусловно! Это срез истории, это художественное свидетельство прошлого предметов, с которыми мы знакомы, это изображение тех вещей, которые вышли из обихода. Поэтому читатель будет сегодня пяти-шестилетним ребёнком, которого вводят в «мир чувственных вещей» (по выражению Яна Амоса Коменского).
В центре полотна «Зрение» — Венера и Купидон. Правой рукой он держит картину, как бы показывая её Венере, а Венера как бы объясняет ему, что на этой картине изображено исцеление слепого в Вифсаиде. (Евангелие от Марка, гл. 8, ст. 22−26: «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему».)
На столе перед Венерой и Купидоном — медальоны, цепочки, увеличительное стекло. На полу стоит телескоп, рядом лежит кошелёк, из которого вывалились серебряные и золотые монеты. Здесь же — циркуль.
Под стульчиком Венеры — нечто, похожее на секстант, ещё какой-то прибор с петлёй для подвески. Здесь же — гравюры и книги. Левее — книги опираются на свёрнутые и сложенные стопкой ковры.
На столике слева — приборы скульптора и архитектора: пантограф, сложный угломер, кронциркуль, часы с двумя крышками. На столе позади Венеры горкой лежат украшения, баночки для каких-то мелочей или снадобий, стоят богато украшенные чаши, коробочка с драгоценностями. Здесь же стоит парный портрет эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы — правителей Нидерландов (покровителей Рубенса).
Слева повыше — полки с богато отделанными кубками. За портретом виден шкаф с расписанными дверцами и ящичками. На шкафу — объёмная модель земного шара со спутниками.
Фон на заднем плане — пейзаж с замком, фонтаном, павлином, прудами, гуляющими людьми.
Правее — своеобразная выставка картин Рубенса. Слева — конный портрет, напоминающий работу Рубенса «Портрет Джованни Карло Дориа». Правее — «Вакханалия» Рубенса. Сзади ещё какие-то картины и большой глобус.
Задний план картины — галерея бюстов. Над ней — полотно Рубенса «Охота на тигров». Перед картиной на полке — копии известных скульптур. Лежащие слева и справа фигурки — копии с работ Микеланджело Буонарроти «День» и «Утро» с надгробий Медичи в Риме. Под потолком — великолепная позолоченная люстра с двуглавым орлом в навершии.
«Мадонна в цветах» — пожалуй, самое яркое и впечатляющее произведение двух художников. Под картиной — ваза с разнообразными раковинами. И правее — ещё одна картина, очень своеобразный «рыбно-фруктовый» натюрморт.
Почему в центре картины Венера и её шаловливый сын? Наверное, потому, что нет ничего прекраснее, чем видеть любимое существо…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...