Арина Попова Дебютант

«Мастер и Маргарита». Как М. Булгаков показал христианство?

«Мастер и Маргарита» — венец творчества М. Булгакова. Но венец скорее
терновый — признание роман получил не сразу. Коммунистическая верхушка
советской власти не могла смириться с тем, что злом в произведении
является не объявившийся в Москве дьявол, а обычные люди, обременённые
строительством коммунизма и «испорченные квартирным вопросом».

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Но времена меняются и нынешней властью роман обласкан и даже включён в
школьную программу. А вот в стане христиан до сих пор идут споры — стоит
 ли роман прочтения. За что же товарищи православные обиделись
на Булгакова?

Во-первых, всё тот же сатана Воланд. Он не сгусток зла, достойный
исключительно презрения. Он справедливый судья, и у читателя
волей-неволей возникает симпатия к харизматичному старику. А по основным
постулатам церкви это недопустимо. Какая симпатия к падшему ангелу?

Во-вторых — сам Иешуа. Да-да, с первого взгляда кажется, что это чистый
прототип Иисуса. И совпадений действительно много. Но расхождения,
которые может заметить внимательный читатель, не оставляют шанса
аналогии. Иешуа не особо-то и признаёт своего ученика. «Решительно
ничего из того, что там записано, я не говорил», — сообщает он о пергаменте
Матвея, называющего себя учеником пророка. Опять же непростительная для
православного человека трактовка. В то же время, соглашаясь с мнением
прокуратора, он отказывается от своих слов. Иисус, отказавшийся от того,
что он проповедовал? Никогда! Иначе рушится вся система христианства.

В-третьих, система необходимости, а скорее неотвратимости зла, к которой
приходит автор. Тень, с которой Воланд сравнивает зло, получается
только благодаря свету. И искоренить её можно, только уничтожив свет. В
системе непримиримости бога и дьявола, лежащей в основе Библии, такой
взгляд, опять же, невозможен.

Интересна мысль, к которой приходит Булгаков: всё учение Матвея —
далеко не то, чему учил Иешуа. Если всё же провести аналогию с реальной
жизнью, то можно предположить, что автор считает христианство тупиковой
ветвью развития мысли Иисуса. Естественно, христиане не могут ему этого
простить.

Да и загробная жизнь представлена абсолютно не по христианским
представлениям — каждый получает то, чего ждёт. Так, Мастер и Маргарита
после смерти на земле обретают спокойную жизнь, которую они заслужили
своими страданиями. А Берлиоз получает вечный покой и пустоту — именно
такую загробную жизнь представлял себе ярый атеист.

Но всё же основной удар приходится на советское государство — а враг
моего врага, как известно, мой друг. Это самый простой закон войны.
Пусть даже только идеологической. И в то же время философский посыл
романа настолько силён, что пройти мимо него — преступление. Вот
верующие и мечутся, не зная, как реагировать на роман. Философия и
качественный юмор, направленный против общего врага, стоят вместе с
изменённой историей пришествия божьего сына.

Мистический роман, как ни странно, прекрасно описывающий все реалии тех
дней, всё же обязателен к прочтению. Христианин вы или мусульманин.
Атеист или буддист. А классику, тем более такого прекрасного философа,
читать нужно. Можно соглашаться с Булгаковым или спорить с ним и не
принимать доводы. Но читать — обязательно.

Обновлено 21.05.2016
Статья размещена на сайте 2.05.2016

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: