Владимир  Жестков Грандмастер

Кто такие офени?

Начал я тут как-то в истории рода своего разбираться, дошел до XVII столетия и с удивлением узнал, что в те времена предки мои по отцу были офенями. Вот те на, думаю. Об офенях я знал только, что они разносчики мелкого грошового товара по городам и весям, коробейники, другими словами. Раньше меня такой объем знаний об офенях вполне устраивал, ну, а коли речь пошла о предках в двунадесятом колене, захотелось разобраться поподробней. И вот что оказалось…

Н.А. Кошелев, «Офеня-коробейник», 1865 г. Фото: ru.wikipedia.org

Офени не просто распространители мелкого и очень дешевого товара, это целый театр одного актера. Ведь лучшие из них, помимо основного своего предназначения — нести культуру в народ, распространяя лубочную живопись, дешевые книжки и прочие подобные товары, внедряли ее в массы и прочими всевозможными методами, ведь они были сказителями, певцами-исполнителями, музыкантами, клоунами, фокусниками, в общем, всем тем, что требовал их невзыскательный зритель.

С берестяным коробом за плечами они забирались туда, куда нормальный человек ни за какие деньги не полез бы. Хорошо ходить по городам, где всегда можно найти крышу над головой и кусок какой-нибудь, чтобы голодный организм умилостивить, а ведь они лезли в самые дебри, в малюсенькие деревеньки, где жила настоящая голь и нищета. И представьте себе, у них и там был успех. Феноменальные были люди.

Николай Некрасов
Николай Некрасов
Фото: ru.wikipedia.org

Легли в коробку книжечки,
Пошли гулять портретики
По царству всероссийскому,
Покамест не пристроятся
В крестьянской летней горенке,
На невысокой стеночке…
Черт знает для чего!
Н.А. Некрасов

Откуда и когда они взялись на Руси, не установлено. Мало того, практически не известно даже, как они жили. Очень уж скрытную жизнь вели эти люди. Доподлинно известно лишь то, что исчезли офени практически одномоментно в 1917 году. Случилось это одновременно с исчезновением православных старцев, в течение многих веков совершавших регулярные паломничества по святым местам.

Существует несколько версий появления офеней. Первая является одновременно одной из основных и как бы официальной: офени — это потомки греческих торговцев, которые когда-то из далекой Эллады приходили на Русь со всяческими заморскими диковинками. Все хорошо, неясно только, почему основным товаром у них были книги на русском языке. Были ведь даже такие офени-книгоноши, которые ничем другим не торговали.

Л. Непомнящий,
Л. Непомнящий, «Коробейники», 2005 г.
Фото: Источник

Другая версия поменяла не только национальную принадлежность предшественников офеней, но и их вероисповедание. Она гласит, что офени произошли от лиц иудейской веры. Ведь те во все времена истории торговли где-нибудь чем-нибудь да торговали. Эта версия родилась не на пустом месте. Ведь когда во времена Киевской Руси был разгромлен и практически уничтожен Хазарский Каганат, его жители, исповедовавшие иудаизм, не исчезли с лица земли. Они преспокойненько расселились по землям русичей, занимаясь в основном торговлей.

Имеется еще и третья версия, которая, как мне кажется, намного ближе к истине. Но прежде чем ее озвучить, следует рассмотреть один немаловажный вопрос. Конечно, хотя точной даты появления офеней нет, известно, что бурный всплеск их количества произошел в те самые годы, когда начался неумолимый и довольно-таки стремительный процесс распространения на территориях Древней Руси христианства. Новая религия вызвала быструю смену жрецов, ее проповедовавших. Недавние носители язычества волхвы попросту ушли в тень, речи об их физическом уничтожении не было. И хотя язычников не преследовали и не принуждали насильственно сменить религию, волхвы, которые не могли отказаться от своих убеждений, стали уходить с насиженных мест.

Поскольку волхование было своеобразным искусством, тесно связанным с музыкой и пением, а сами волхвы прекрасно этими видами искусства владели, вполне вероятно, что появление именно в те времена большого количества бродячих скоморохов, музыкантов, певцов взаимосвязано с процессом смены веры. При этом сторонники старой веры продолжали исподволь вести тайные проповеди, прикрываясь обликом бродячих музыкантов или скоморохов. А уж сопутствующая торговля позволяла не только материальный интерес иметь, но и ширмой для ведения тайных дел была прекрасной. Ну, а теперь, наверное, нет уже необходимости излагать третью версию появления офеней, она очевидна.

Ф.Н. Рисс,
Ф.Н. Рисс, «Скоморохи в деревне», 1857 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Исходя из этого предположения становится понятным, почему офени между собой общались на некоем тайном профессиональном языке, называемом «феней» или «музыкой» («мазыкой»). Язык этот включал в себя несколько тысяч слов, Владимир Даль описал более 1300 из них. Язык офеней, возникший много столетий тому назад, постепенно расширялся и обогащался, как любой живой язык. Возник он задолго до появления идиша, поэтому попытки некоторых исследователей объявить зависимость офенского языка от идиша, явно надуманы, ведь идиш сформировался несколько позднее, так что скорее все происходило совсем наоборот.

В русских энциклопедических словарях XVIII—XIX вв.еков их называли по-разному, чаще всего афенями, ходебщиками, кантюжниками, картинщиками, коробейниками. Наиболее распространенным, конечно, было «офени». При этом сами себя они называли масыками (от масы — мы, масыги — свои, наши), или обезтильниками (плутами). Офениться на их языке означало молиться, креститься, а офест — крест, что дало возможность Далю предположить, что слово офеня следует толковать как крещенный, то есть христианин.

Офени не только продавали книги и другую печатную продукцию, они попутно обучали своих покупателей грамоте, иначе зачем тем купленные книжки. Они же являлись и писарями, помогающими составить жалобу или прошение, они же и своеобразные почтальоны — попутно доставляли написанные ими же письма.

Любопытно, что происходили практически все офени из весьма ограниченного района — в основном это был Вязниковский, Ковровский и частично Судогодский уезды Владимирской губернии. Небольшое количество офеней проживало в Московской губернии (Серпуховской и Подольский уезды), а также совсем уж мало в Алексинском уезде Тульской губернии. Причин такой ограниченной локализации офеней много, но не все они достаточно изучены.

По офеням Владимирской губернии и в особенности Ковровского уезда, в котором находился центр офенства село Алексино, известно, что крестьяне жили там в страшной тесноте: четыре села и пятьдесят деревень с населением в 4200 человек были расположены на площади чуть более 11 квадратных километров. При этом следует учесть, что земли там болотистые и для хлебопашества неудобные, а размещенные рядышком традиционные центры народных промыслов — Палех, Мстера, Холуй и зарождающееся в соседнем Шуйском уезде мануфактурное производство, обеспечивали офеней дешевыми и так необходимыми крестьянам товарами.

И.С. Куликов,
И.С. Куликов, «Ярмарка» 1910 г.
Фото: ru.wikipedia.org

А тут еще множество ярмарок, в том числе две в Холуйской слободе, именно там офени затариваются и иконами, и мануфактурой, и мелкой деревянной посудой, и книгами. Вот и начали крестьяне отделять от своих семейств лишние рты и посылать на отхожий промысел с мелочным товаром. Каждый год офени на ярмарках закупали товар и в конце августа отправлялись пешим ходом, сопровождая воз, набитый коробами с товаром, по всей территории Руси и даже за ее пределы. Распродав товар, они к маю и июню возвращались домой. Небольшой передых — и все повторялось по кругу. Поскольку шли они за возом товара пешком, они и получили название ходебщики.

Вот и мои предки по отцовской линии, проживавшие неподалеку от Коврова, занимались вначале офенской торговлей, а после реформы 1722 года вошли в сословную группу «торгующих крестьян», а затем и в купеческое сословие.

Статья опубликована в выпуске 12.06.2016
Обновлено 9.02.2019

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо!
    Очень интересная и познавательная статья.
    Третья версия и мне более по душе...
    С теплом,

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья, знать о своих предках, хранить о них память-это значить соединять невидимой нитью, память потомков и предков, интересоваться живой историей. Я тоже интересовалась историей предков: узнала интересный факт, что моя прабабушка служила у Мозжухиных, там гадалка рассказа ей 16 лет всю её судьбу. Перед Сталинградской битвой, моя прабабушка увидела удивительный сон, где ей явилась Богородица, и показали икону "Неопалимую купину", что прабабушка зашила в обшлаг шинели своего сына Николая, икона спасла его под Сталинградом, он обморозил только пальцы ног, Николай дошёл до Берлина. Эту статью я помещала журнале в "Красиво сказано".

  • Светлана М Читатель 28 мая 2017 в 10:08 отредактирован 23 мая 2018 в 11:42

    Это очень интересная тема. Все мои предки - из деревень вокруг Алексино. Я специально не занималась изучением офеней, но недавно случайно встретила человека, который занимается раскопками в тех районах. Он утверждает, что офени - это новгородцы, которые после подавления восстания в Новгороде И Грозным, бежали из города в разных напоавлкниях. В частности, в тн Медвежий угол, который находится как раз в наших краях.

  • Я бы с удовольствием почитала! )

  • Очень увлекательная статья, спасибо! А вот интересно, выражение: "говорить по фени", это как то связано с особым языком офень?)

    • Досе Гарота, когда я приступил к подготовке статьи об офенях, я натолкнулся на такое количество информации, что собрался написать цикл из трех статей, одной из которых должна была быть "По фене ботать. Когда и откуда это пришло на Русь". Однако, к моему удивлению первая статья практически не заинтересовала читателей, поэтому я отложил подготовленные материалы в сторону.Если, с вашей точки зрения, такую статью стоит написать, я готов это сделать.

  • Очень интересно! Большое спасибо. После Вашей статьи прошерстила о коробейниках в интернете, узнала много нового.

    Оценка статьи: 5