• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Ян Брейгель и Рубенс, «Осязание». Как они это видели?

Ян Брейгель Старший «Бархатный» в содружестве с Питером Паулем Рубенсом написал пять «энциклопедических» картин — «Органы чувств». Это «Слух», «Зрение», «Обоняние», «Осязание», «Вкус».

Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, 1618, 64х110 см, Прадо, Мадрид, Испания Фото: общественное достояние, wikimedia.org

Картины относительно невелики: 64×110 см, то есть они не создавались для украшения дома богатого заказчика (хотя не исключено, что заказ от кого-то все-таки был). Можно предположить, что эти очень насыщенные предметами картины должны были помочь родителям (имеются в виду сами художники) в образовании собственных детей.

Стоит ли описывать картины? Безусловно! Это — срез истории, это художественное свидетельство прошлого предметов, с которыми мы знакомы, это изображение тех вещей, которые вышли из обихода.

Поэтому читатель будет сегодня пяти-шестилетним ребенком, которого вводят в «мир чувственных вещей» (по выражению Яна Амоса Коменского).

Осязать — касаться, ощущать физически. В картине «Осязание» божественная пара — Венера и Купидон — наслаждается прикосновениями: сын рядом с мамочкой, она его обняла и целует. Великая богиня и маленькое (но очень коварное: даже в объятьях матери он не снимает колчан со своими отравленными любовью стрелами) божество — материнская и сыновняя любовь.

Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Венера и Купидон»
Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Венера и Купидон»
wikimedia.org

Вокруг много странных предметов, имеющих отношение к осязанию. Прежде всего — большая ножовка. Над ней на столе — блестящие инструменты, похоже, хирургические и зубоврачебные, катушка ниток. Можно было бы отнести и ножовку к медицинским инструментам (для перепиливания костей во время хирургических операций), но на полу есть еще какие-то крючки, струбцина, так что скорее всего, ножовка здесь — как пример столярного инструмента.

Слева чуть поодаль от зрителя — переносной горн с горящими углями (предостережение: касаться не стоит, получишь сильнейший ожог!). Видимо, он применялся в полевых условиях для ремонта предметов из железа: лат, бандажей колес, осей… Поодаль, возле колонны — гири, доспехи, совсем далеко стоит пушка на колесном лафете и рядом с ней — собака.

Ближе к зрителю лежат арбалет, копье — орудия уничтожения противника, ранящие или убивающие его, причиняющие ему физические страдания, боль.

Левее — гора доспехов: нагрудники, наплечники, налокотники, бронеперчатки, наколенники, шлемы… Все это должно уберечь воина от поражения в бою. Как пишут знатоки, пробить такой доспех было невозможно (правда, так же невозможно было поднять на коня упавшего рыцаря в таких доспехах). На картине это выглядит как куча ненужного хлама.

Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Доспехи»
Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Доспехи»
wikimedia.org

Поодаль, на заднем плане — кузница. Слева на постаменте — собранные рыцарские латы, пониже и подальше виден отлитый колокол, поближе — чеканщик отделывает доспех, и рядом с наковальней — кузнец. Здесь же человек несет на плече корзину — может быть, с углями, может быть, с материалами для выплавки железа. На кирпичной стене — как бы рекламный стенд оружейника: развешены образцы оружия — латы, копья, щиты, мечи. И совсем близко к зрителю — образец кузнечного искусства: латы во всей красе.

Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Кузница»
Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Кузница»
wikimedia.org

Вернемся к Венере и Купидону. Позади них на стене — картины с изображением физических страданий.

Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Страшный суд»
Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Осязание, фрагмент «Страшный суд»
wikimedia.org

Самая большая — «Страшный суд». Картина разделена на две части: слева — как бы праведники (может быть, это чистилище, а люди в нем ожидают высшего приговора: в ад или в рай), справа — грешники, попавшие в ад. И те, кто слева, с ужасом наблюдают за происходящим в аду: черти на огне жарят грешника! А в центре — светлое пятно: это путь, которым чистые души возносятся в рай.

Пониже картина с битвой, левее нее — медальон с изображением хирургической операции. Самая правая картина, вероятно, изображает бичевание Христа.

Слева от картин — еще одна рекламная витрина: доспехи в шкафу с занавеской (чтобы не пылились). Над шкафом — еще образцы вооружения: стрелы, меч, щит, собранные доспехи. Слева в глубине на стене опять латы — видимо, готовые заказы.

Осязание — это радость и грусть, это нежность и боль, это жизнь и смерть…


Статья опубликована в выпуске 21.07.2016
Обновлено 13.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: