Мастер

Откуда взялось на Руси восьмиголосое церковное песнопение?

Когда-то посланники князя Владимира в Византию были потрясены красотой греческого богослужения. Этот фактор и стал одним из решающих при выборе веры в Древней Руси. Однако не все и не сразу было перенято и перенесено на Русь из Византии.

Уроки пения в Воскресной школе, Троицкий собор, г. Подольск Источник

Так церковное пение доместиков (учителей, уставщиков пения) из Константинополя в храме св. Софии получило распространение на Руси только в середине XI века при митрополите Иларионе (ставленник князя Ярослава Мудрого).

«Повесть временных лет» сохранила предание о приходе на Русь трех певцов-демественников, которые научили петь на восемь голосов. Они научили Русь именно церковному пению, которое отличалось от мирских песен, распеваемых русскими во время увеселительных праздников.

В Константинополе пением церковного хора, как правило, руководили три учителя (доместика), один из них стоял на правом клиросе, другой — на левом. По центру хором руководил третий учитель (дирижер), который объединял усилия обоих клиросов. Такое пение требовало большого мастерства и производило огромное впечатление на слушателей.

При первом русском митрополите Иларионе была проведена реформа церковного пения, которая воспринималась как особое угождение Богу и вошла в повседневную жизнь русских людей и русского богопочитания. Такое пение иностранные источники называли ангелоподобным и не скрывали своего восхищения русской православной церковной службой.

Со второй половины XI века в русских храмах появляются уже не греческие, а свои, русские, мастера пения — певчие, усвоившие греческую традицию. Конечно, в первую очередь выдающиеся певцы появились в центральных храмах Древней Руси — в Киеве и в Новгороде. А главным храмом демественного пения стал храм в Киеве, где существовал целый «двор деместиков», отведенный для греческих певцов, приехавших на Русь целыми семьями. Двор этот располагался за Киевской десятинной церковью св. Богородицы.

К сожалению, святительство первого русского митрополита Илариона продолжалось недолго, всего 3−4 года, пока был жив князь Ярослав Мудрый. В феврале 1054 года князь скончался, а уже через год (в 1055 году) на кафедру главного русского храма в Киеве вступил другой митрополит, из приезжих греков — Ефрем. Он был ставленником византийского императорского двора и не стал продолжать реформы русской православной церкви, начатые Иларионом. Наоборот, во времена его святительства все реформы Ярослава Мудрого и Илариона относительно русской церкви были свернуты, а единомышленники князя Ярослава попали в опалу, некоторые из них были заточены в тюрьмы и казнены.

Литография Б. А. Чорикова, «Ярослав законодатель»
Литография Б. А. Чорикова, «Ярослав законодатель»
ru.wikipedia.org

При митрополите Ефреме впервые на Древней Руси были применены и нормы византийского права (членовредительство и смертные казни), которые приходили в полное противоречие с нормами «Устава Ярослава» и «Русской правды». Митрополит Ефрем также заложил традицию раскола между Россией и Западом, православием на Руси и католической традицией Европы. Храм св. Софии в Киеве был заново освящен новым греческим митрополитом, что было доказательством полного разрыва с традициями, заложенными князем Ярославом на Руси, и признанием незаконной деятельности митрополита Илариона. Все эти «изменения» происходили с согласия сына князя Ярослава - Изяслава Ярославича.

Что же касается традиции демественного пения в русских православных церквях, то она продолжала развиваться и живет до сих пор.


Что еще почитать по теме?

Древнерусское духовное пение. Каким оно было?
Какая на вкус духовная музыка?
Что такое «этническое православие»?

Статья опубликована в выпуске 19.08.2016
Обновлено 19.08.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: