Ева Карий Мастер

Откуда взялось на Руси восьмиголосое церковное песнопение?

Когда-то посланники князя Владимира в Византию были потрясены красотой греческого богослужения. Этот фактор и стал одним из решающих при выборе веры в Древней Руси. Однако не все и не сразу было перенято и перенесено на Русь из Византии.

Уроки пения в Воскресной школе, Троицкий собор, г. Подольск Источник

Так церковное пение доместиков (учителей, уставщиков пения) из Константинополя в храме св. Софии получило распространение на Руси только в середине XI века при митрополите Иларионе (ставленник князя Ярослава Мудрого).

«Повесть временных лет» сохранила предание о приходе на Русь трех певцов-демественников, которые научили петь на восемь голосов. Они научили Русь именно церковному пению, которое отличалось от мирских песен, распеваемых русскими во время увеселительных праздников.

В Константинополе пением церковного хора, как правило, руководили три учителя (доместика), один из них стоял на правом клиросе, другой — на левом. По центру хором руководил третий учитель (дирижер), который объединял усилия обоих клиросов. Такое пение требовало большого мастерства и производило огромное впечатление на слушателей.

При первом русском митрополите Иларионе была проведена реформа церковного пения, которая воспринималась как особое угождение Богу и вошла в повседневную жизнь русских людей и русского богопочитания. Такое пение иностранные источники называли ангелоподобным и не скрывали своего восхищения русской православной церковной службой.

Со второй половины XI века в русских храмах появляются уже не греческие, а свои, русские, мастера пения — певчие, усвоившие греческую традицию. Конечно, в первую очередь выдающиеся певцы появились в центральных храмах Древней Руси — в Киеве и в Новгороде. А главным храмом демественного пения стал храм в Киеве, где существовал целый «двор деместиков», отведенный для греческих певцов, приехавших на Русь целыми семьями. Двор этот располагался за Киевской десятинной церковью св. Богородицы.

К сожалению, святительство первого русского митрополита Илариона продолжалось недолго, всего 3−4 года, пока был жив князь Ярослав Мудрый. В феврале 1054 года князь скончался, а уже через год (в 1055 году) на кафедру главного русского храма в Киеве вступил другой митрополит, из приезжих греков — Ефрем. Он был ставленником византийского императорского двора и не стал продолжать реформы русской православной церкви, начатые Иларионом. Наоборот, во времена его святительства все реформы Ярослава Мудрого и Илариона относительно русской церкви были свернуты, а единомышленники князя Ярослава попали в опалу, некоторые из них были заточены в тюрьмы и казнены.

Литография Б. А. Чорикова, «Ярослав законодатель»
Литография Б. А. Чорикова, «Ярослав законодатель»
ru.wikipedia.org

При митрополите Ефреме впервые на Древней Руси были применены и нормы византийского права (членовредительство и смертные казни), которые приходили в полное противоречие с нормами «Устава Ярослава» и «Русской правды». Митрополит Ефрем также заложил традицию раскола между Россией и Западом, православием на Руси и католической традицией Европы. Храм св. Софии в Киеве был заново освящен новым греческим митрополитом, что было доказательством полного разрыва с традициями, заложенными князем Ярославом на Руси, и признанием незаконной деятельности митрополита Илариона. Все эти «изменения» происходили с согласия сына князя Ярослава - Изяслава Ярославича.

Что же касается традиции демественного пения в русских православных церквях, то она продолжала развиваться и живет до сих пор.


Что еще почитать по теме?

Древнерусское духовное пение. Каким оно было?
Какая на вкус духовная музыка?
Что такое «этническое православие»?

Обновлено 19.08.2016
Статья размещена на сайте 12.08.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: