Что побудило Ян Ливенса (1607−1674) выполнить такую работу? Обратимся к биографии художника.
По свидетельству историка нидерландской живописи семнадцатого века Арнольда Хоубракена, Ян Ливенс родился в семье ковровщика, учился у Йориса Ферсхотена. Когда ему исполнилось 10 лет, его отправляют на обучение на два года в Амстердам, к живописцу Питеру Ластману. Через два года, в возрасте двенадцати лет он поселяется в Лейдене и начинает работать самостоятельно.
Его замечают благодаря выдающимся способностям, он превосходно выполнил копию картины «Демокрит и Гераклит» художника Корнелиса ван Харлема и портрет своей матери. На него обратил внимание принц Морис Нассауский (принц Оранский, это произошло в начале 1620 года), который купил картину с изображением мальчика, читающего при свете горящего торфа. Он передал эту картину английскому послу, а посол подарил ее королю Англии Якову I.
Видимо, этот дар настолько понравился королевскому двору, что в 1638 году, когда художнику уже исполнился 31 год (через одиннадцать лет после получения картины!), Яна приглашают работать на королевский двор Англии.
Кстати, в биографии художника был очень интересный период: в 1626—1631 годах Ян работал в одной студии вместе с Рембрандтом. Результатом этого процесса стало то, что специалисты затрудняются определить авторство — настолько похоже они работали.
В том же 1638 году он возвращается в Антверпен. У него много заказов от вельмож, чиновников, городских учреждений. Так картина «Великодушие Сципиона» была написана для зала приемов городской ратуши Лейдена.
В 1655 году, после того как он поработал художником при королевских дворах Гааги и Берлина, Ян переселяется в Амстердам.
«Аллегория мира» была написана в 1652 году, когда началась первая англо-голландская война. Неспокойное время беспокоило не только Яна Ливенса: картины с таким названием были написаны разными художниками. Но везде, в каждом полотне читалась мысль: «Мир — это процветание, изобилие, радость!»
На полотне Ливенса — шесть женщин: три слева и три справа. В центре изображено возложение лаврового венка — символа мира. И возлагает этот венок Афина Паллада, богиня войны (мысль, которая за этим скрывается: мир возможен только после победы на поле боя). Фигуры слева и справа несут коронованной особе цветы (как знак процветания) и фрукты (как образ изобилия).
Мирная женщина (та, что коронована лавровым венком) — не такая уж и мирная: она подмяла под себя какого-то разбойника и сидит на нем. Надо полагать, что этот поверженный — Арес, бог жестокой и беспощадной войны.
Несколько детских фигур (путти), видимо, символизируют радости материнства и спокойной семейной жизни.
Тревоги художника было обоснованными: войны следовали одна за другой, Нидерланды постепенно приходили в упадок. В 1672 году пришла экономическая катастрофа.
Ян привык вести роскошную жизнь, а новое положение дел не приносило ему достаточного количества денег. Он умер в нужде, и чтобы не платить его долги, семья отказалась от него самого и его наследства.
Ему не довелось увидеть мир без войн, мир, полный радости и изобилия. Бесславный итог жизни великолепного художника…
Что еще почитать по теме?
Якоб Филипп Гаккерт. Как немецкий художник русскую медаль рисовал?
Джордж Хейтер — придворный художник. Как он добился такого звания?
Чем интересен художник Малявин?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...