С развитием капитализма резко усилилась урбанизация, а в больших городах в ходе конкурентной борьбы выживать было проще большим магазинам. Кроме хозяина и членов его семьи, к торговле пришлось подпустить и наемных приказчиков. В цепочку «товар-деньги» оказался включен чужой человек.
Когда работающий на хозяина продавец (или приказчик) отмерял покупателю товар (по весу или по длине), он подвергался большому соблазну — обмануть покупателя не в пользу хозяина, а в свою личную пользу. В итоге хозяину магазина приходилось бороться и с конкурентами, и с воровством подчиненных.
Наконец в ноябре 1879 года появилось решение проблемы. Джеймс Ритти из городка Дейтон в штате Огайо придумал «Неподкупного кассира».
Одно время Джеймс служил во флоте и во время рейсов с интересом наблюдал работу прибора, считавшего количество поворотов вала, выходившего на винт. Заложенный в этом приборе принцип механической организации суммирования ему очень понравился, и он решил применить этот принцип при создании механического кассира.
Результат работы своего ума и рук он запатентовал и очень выгодно продал. За $ 6500. Купивший патент Джейкоб Эккерт вскоре продал его с хорошей выгодой для себя Джону Паттерсону. А Джон Паттерсон на основании патента создал компанию NCR, начавшую массовое производство кассовых аппаратов.
Зачем Джон Паттерсон купил патент на кассовый аппарат? Одно время он был владельцем нескольких магазинов в Огайо. Торговля шла очень хорошо, оборот был примерно $ 50.000 в год (это были те доллары, а не нынешние, тогда были еще банкноты в 10 центов). При этом прибыль у него куда-то испарялась — он влезал в долги.
Постепенно разбираясь в хитросплетении тогдашней бухгалтерии, часть которой составляли отчеты продавцов о текущих продажах, он понял, как они его дурят. Часть продаж товара они не оформляли, часть продавали подешевле (очевидно, своим знакомым)…
Он купил два кассовых аппарата — еще производства компании Эккерта. Были они грубые, деревянные, без денежного ящика, но эффект от сокращения воровства работников магазина составил от $ 5000 в год на аппарат!
Джон понял, что это — именно то, что необходимо в каждом магазине среднего размера в каждом городе мира. Оценив поистине бездонный рынок для сбыта нового товара, он решил открыть кампанию по производству кассовых аппаратов. Причем изначально предполагалось, что все время будут разрабатываться новые модели, что у них будет красивый дизайн и что каждый покупатель, по его желанию, сможет получить именно такой кассовый аппарат, который ему нужен.
Кассовые аппараты на бумажных лентах сохраняли данные о проданных товарах, о полученной за них плате, в конце работы каждого оператора производилось суммирование результатов, позволяющее «снять кассу» — очень многие лазейки для воровства разом были закрыты.
При Джоне Паттерсоне фирма процветала. Дизайн аппаратов был шикарен. Любой клиент фирмы мог высказать самые неожиданные желания — любой его каприз (за его деньги) быстро и качественно выполнялся. Куча хороших адвокатов давила конкурентов фирмы, выискивая слабые места в кассовых аппаратах конкурентов и возможные совпадения с патентом фирмы NCR.
Конкуренты тоже не стеснялись, любыми способами пытаясь задавить фирму NCR. На нее натравливали юристов под предлогом нарушения антитрестовского законодательства, ее пытались купить. Но купить ее удалось только в 1991 году, причем купила ее AT&T, а уже в 1994 году фирма вернула свое название и независимость.
Фирма существует и сейчас. Хотя производит давно уже не кассовые аппараты, а специализированные компьютеры для создания и эксплуатации коммерческих БД. Свыше 100 лет существования!
Вот что значит — хорошо выбранное направление развития, внимание к нуждам потребителя и стремление предугадать перспективы бизнеса.
Что еще почитать по теме?
Что такое «золотой треугольник»? Ловушки для покупателей
Что такое Fairtrade? Справедливая торговля
Каким будет шопинг недалёкого будущего?
Уважаемый Нью Йоркер, не пони маю, зачем Вы прицепились именно к моему посту. Спорите Вы не со мной, а с самим собой - и при чем тут...