В 1632 году он жил в Амстердаме, где получал уроки живописи у Виллема Корнелиса Дейстера и Питера Кодде. В 1634 году он учится у Питера де Молейна в Харлеме. В 1635 году он начинает путешествовать по Европе: Германия, Франция, Испания, Италия.
В 1648 году он — в Мюнстере, присутствует при подписании мирного договора между Испанией и Голландией, пишет коллективный портрет участников (работа была не заказная, как пишут историки, а «для собственного удовольствия»!).
После этого Терборха приглашает к себе испанский король Филипп IV, но работа в качестве придворного художника продолжалась очень недолго (около двух лет) из-за интриг, в результате Терборх возвращается в Голландию и оседает в Девентере. В Девентере он прожил всю оставшуюся жизнь, женился, был членом городского совета. Похоронили его в Цвелле — городке, где он родился (так он завещал).
Герард Терборх писал портреты и жанровые сценки. Среди них картина «Письмо» из коллекции английских королей, о которой известно немного больше, чем об остальных его полотнах. Картина находилась в галерее амстердамского коллекционера Яна Гильдмейстера. Свидетельством этому — полотно Адриана де Лели. На ней видно «Письмо», которое висит на стене (у левого края полотна).
Чем картина покоряла любителей живописи? В ней нет никакого движения (разве что мальчик ставит на стол поднос), она спокойна — в ней не просматривается интрига. И в то же время в ней есть нечто, она все время притягивает взгляд.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта притягательная сила — в исключительной цветовой гамме, в мастерской передаче художником игры света на тканях и других поверхностях (отсветы на позолоченной люстре, на рыжих волосах мальчика).
Интриги нет, но персонажи как бы разговаривают друг с другом. Стоящая девушка читает письмо и одновременно диктует ответ. Сидящая девушка записывает, но при этом как бы критически оценивает то, что произносит ее подруга (или сестра). Ее лицо явно говорит о том, что ей не нравится происходящее. И у мальчика на лице читается некоторое недоумение. Только пес, лежащий на табурете, совершенно спокоен.
В тексте, сопровождающем картину, говорится о том, что мальчик очень похож на портрет сводного брата художника Джерарда Мозеса, а девушка, которая стоит и читает письмо, может быть Гезиной Терборх, его сводной сестрой.
Портрет сводного брата художника Мозеса не только невероятно хорош, но и доносит до нас некоторые подробности картин Терборха. Мозес прожил короткую жизнь — он умер в возрасте 22 лет. Судя по картинам Герарда, они были очень близки: этот мальчик — персонаж нескольких картин. На памятном портрете Мозеса есть рыцарские доспехи, часы, морские раковины, череп, маленькая собачка, улитки.
О черепе и часах известно, что они присутствуют на всех «смертных» натюрмортах как символы бренности земного существования. Рыцарские доспехи — нет однозначного толкования значения этих предметов на картине: может быть, Мозес грезил стать рыцарем, может быть, Герард этими доспехами подчеркивал благородство своего брата. Улитки тоже не поддаются однозначной расшифровке: это может быть аллегория медлительности Мозеса, а может быть — предмет его занятий.
Собачка — это его преданный друг, который присутствует на картинах Герарда.
Картина «Письмо» — семейный портрет всех молодых Терборхов, в том числе — песика…
Что еще почитать по теме?
Можно ли написать письмо на небеса?
Габриэль Метсю, «Женщина читает письмо». От кого?
Сколько красавиц может поместиться на одной картине?
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...