Но вместо Венеры он через несколько дней поставил «Мадемуазель Ланж в виде Данаи». Венера, видимо, не вызвала сколько-нибудь заметных откликов, а вот Даная, насыщенная художественными метафорами, была разложена на элементы: здесь и спесивый муж, и дьявольски богатый любовник…
Кто же это — мадемуазель Ланж? Французская актриса (1772−1825), дочь бродячих актеров. В 16 лет начала играть на сцене Комеди Франсез. Ее артистическая карьера длилась недолго — в 1797 году, в возрасте 25 лет она покинула сцену по требованию своего мужа, крупного дельца. Ей приписывают многочисленных любовников, в том числе из первых лиц Франции.
Надо полагать, что она держала около себя не только богачей из интереса к их кошельку, но и кого-то для души. Видимо, одним из таких «душевных» был художник Жироде Триозон.
Анне-Луи Жироде (1767−1824) рано потерял родителей, заботу о нем взял его опекун, специалист по женским болезням М. Триозон, его фамилию художник добавил к своей в 1812 году. Анне-Луи начинал свое образование в области архитектуры и намеревался сделать военную карьеру. Но его намерения изменились после того, как он стал учеником Жак-Луи Давида, знаменитого художника.
В возрасте 22 лет он получил Римскую премию (которая давала возможность поехать в Италию на несколько лет) за картину «Иосиф и его братья». Через четыре года Жироде возвращается в Париж и зарабатывает себе громкую славу портретами, в том числе портретами семейства Бонапарта.
Злополучную Венеру Жироде написал в возрасте 32 лет. Надо полагать, что отставной актрисе кто-то порекомендовал художника, и он таким образом вошел в круг ее знакомых.
Если верить картинам, мадемуазель была обворожительна. Что было между ними — не пишут, но одно то, что он писал ее обнаженной, говорит о многом.
Но почему Венера написана в темных, чуть ли не траурных тонах? Скорее всего, к этому моменту художник ощутил в своей пассии червоточину, что-то темное, низменное. Надо полагать, что актриса почувствовала какой-то подвох, поэтому потребовала снять картину с экспозиции.
А что она получила вместо этого? «Мадемуазель Ланж в виде Данаи» как бы льстит модели: яркие краски, красивое лицо и тело. Но несколько моментов в полотне наводят на глубокие размышления.
Первое — куда обращен взгляд Данаи. Если в картине Тициана женщина смотрит в сторону источника золотого дождя, но у Жироде — на сам поток монет. Случайно или намеренно?
Второе — у ног Данаи лежит свиток с надписью «Asinaria». Асинария — это древнегреческая комедия, название которой можно перевести как «Наедине с ослами» («One with the Asses»). Переведена на латынь римским драматургом Плавтом и представляет собой самую известную из древнеримских комедий.
Несколько слов о древнегреческой комедии. Ее герои — всякий сброд. Как пишут историки литературы, отличие древнеримской комедии Плавта от древнегреческого оригинала — только в одежде. Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, почти всегда фигурируют прихлебатель и сводник, всегда есть любовные интриги. В «Асинарии» действие происходит в домах старика Дементуса и проститутки Клереты. Дементус — подкаблучник своей жены Артемоны, но хочет помочь сыну деньгами, чтобы тот выкупил из рабства свою любовницу гетеру Филению.
Что хотел донести до зрителя художник? Почти очевидно: актриса исполняет на сцене роли в низкопробных комедиях. Зритель может предположить, что и в жизни актрисы мало чего благопристойного. Может быть, поэтому фитиль в свитке тлеет, вот-вот запылает — и все тайное станет явным.
Темная Венера или светлая Даная — какая картина лучше? По сути — разницы нет…
Что еще почитать по теме?
Какой портрет прозвали русской Моной Лизой?
Рубенс. «Портрет инфанты Изабеллы». Фон или сияние?
Портрет с открытки.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...