И тем не менее художник смог достаточно скупыми средствами донести до зрителя переживания своих персонажей. Одна из таких картин — «Женщина и служанка».
Дворик небедного дома. Рассеянный свет падает на вымощенную плиткой (черные и белые квадраты) площадку перед входом в дом. Возле балюстрады, на которой стоит декоративная ваза с цветком, — скамейка. За балюстрадой — вымощенная кирпичом дорожка, довольно большой газон с каким-то хорошо разросшимся кустом, за ним (кустом) — оштукатуренный забор с арочным деревянным проемом, через который просматривается мощеный тротуар, дерево на берегу канала и противоположная набережная.
От берега вглубь картины уходит дорожка. За деревьями видно городское строение с башенкой и высокой каминной трубой. (Городской пейзаж выписан настолько правдоподобно, что, кажется, можно прийти на это место. Но — увы — это невозможно: Питер де Хох писал свои картины, только подражая действительности. На самом деле он мог, нисколько не колеблясь, вставить в картину любое изображение, даже несуществующих зданий.)
Дом сложен из красного кирпича (скорее всего, кладка в два кирпича, но может быть и больше). Большое высокое окно — со ставнями, створка ставни открыта, видно защитную решетку. Над дверью — небольшой козырек с резными деревянными кронштейнами (Питер де Хох, обычно очень скрупулезно всё изображавший, нарисовал разные кронштейны). За порогом в открытую дверь можно увидеть мозаичный пол: белые полосы и темные прямоугольники.
Прямо против входа на стуле сидит моложавая женщина. На ней черный жакет, красная юбка с золотистыми полосками по подолу, подвернутый белый фартук лежит на коленях, на голове нечто вроде капора. На фартуке — что-то похожее на сумку внушительных размеров, в левой руке она держит письмо (видимо, достала из сумки). Рядом стоит плетеная корзина, сквозь прутья которой проглядывают листы бумаги. Возможно, женщина перебирает старые письма и избавляется от пережитого.
Служанка оторвала ее от чтения какого-то давнего письма, всколыхнувшего приятные воспоминания. Может быть, что это письмо от близкого человека, который уже покинул этот мир. У женщины — отсутствующий взгляд, на лице — блуждающая улыбка. Она смотрит сквозь служанку, она еще в письме, никак не может понять, что от нее хотят.
У служанки, которая вышла из дома с медным ведром и подошла к своей госпоже, свои заботы. В ведре лежит рыба (кстати, немаленьких размеров, видно голову). Пришло время что-то приготовить, она спрашивает у хозяйки, что бы ей хотелось. Видимо, она показывает, что у нее есть, и спрашивает, что с этим делать.
У служанки недовольное лицо. Наверное, она настроилась приступить к делу, а хозяйка никак не включается, она не слышит, что у нее спрашивают.
Но жизнь требует свое: еще секунда — и хозяйка вернется туда, где сидит, скажет служанке о своих желаниях, служанка пойдет готовить…
Что еще почитать по теме?
Питер де Хох, «Голландский дворик». Чему улыбается служанка?
Хендрикс Вайбренд и Адриан ван дер Виллиген. Что они дали голландскому искусству?
Нелли Григорьева. Что снится художнику на Севере?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...