Сергей Курий Грандмастер

Кинохиты 1990-х. Какова история главной музыкальной темы из сериала «Секретные материалы»?

Не успели зрители отойти от сериала «Твин Пикс», как в 1993 году им преподнесли ещё одну детективно-мистическиую сагу под названием «Секретные материалы». Вместо одного Дейла Купера здесь действовала уже парочка агентов ФБР, да и паранормальных преступлений происходило куда больше. Не последнюю роль в новом сериале играл и музыкальный фон…

Кадр из сериала Фото: kinopoisk.ru

Крис Картер, режиссёр «Секретных материалов»:
«Что вас больше всего пугает в сериале, так это не то, что вы видите, а то, что вы слышите».

скан; обложка диска
скан; обложка диска
скан; обложка диска

Если верить композитору Марку Сноу, то создание саундтрека «Секретные материалы» было связано с целой цепью удачных случайностей.

Во-первых, композитора хорошо знал исполнительный продюсер сериала — Боб Гудвин. Во-вторых, в отличие от прочих кандидатов, Сноу жил недалеко от дома режиссёра — этот довод и стал решающим. Встречаться и общаться, действительно, пришлось часто, ведь задача была поставлена непростая.

Дело в том, что Картер хотел для своего сериала очень нетрадиционную музыку. Чтобы никаких оркестров, никакой эмоциональности, никакой банальной мелодичности. По замыслу режиссёра, создавать мистическую атмосферу «не от мира сего» надо было, прежде всего, с помощью необычных звуков и шумов.

Сноу делал набросок за наброском, Картер его хвалил: «Это чудесно…». Однако в конце всегда добавлял: «…Но это не совсем то…».

После одной из таких встреч, когда режиссёр предложил всё начать «с чистого листа», у композитора опустились руки. В буквальном смысле этого слова. Он опёрся локтем на клавиатуру синтезатора «Протеус-2» и случайно включил эффект задержки звука. Внезапно по комнате разнёсся тот самый, постепенно затухающий, аккорд, который и стал отправной точкой знаменитой композиции.

Теперь оставалось придумать некую «немелодичную мелодию», которая бы склеила эти звуки в единое целое.

Тут надо сказать, что Картер постоянно приносил Сноу множество дисков с записями — от академического авангарда до рок-музыки и экзотического фольклора, всё, что могло направить композитора в русло заданной концепции.

Крис Картер:
«И однажды — не знаю, имело ли это прямой эффект — я отправил ему песню группы THE SMITHS, в которой было что-то вроде „плачущей“ гитары (имеется в виду песня „How Soon Is Now?“ из альбома 1985 г. — С.К.). Я думаю, это могло отразиться на нашей музыкальной теме. Так вот, я тогда подумал, что это был классный мотив, потому что, в первую очередь, он был не совсем мелодичным, и я мог представить себе взвод бойскаутов, сидящих вокруг костра и насвистывающих эту мелодию».

Прежде чем найти нужную мелодию, Сноу перебрал на синтезаторе множество инструментов — скрипки, флейты, трубы, голоса, но всё это звучало либо слишком просто, либо слишком чрезмерно. Одним из последних эффектов оказался так называемый «Свист Джо». Поначалу звук показался композитору дурацким, но чем больше он его пробовал — тем больше ему нравилось. В контексте композиции свист неожиданно зазвучал не легкомысленно, а жутковато, как будто доносился из параллельной реальности.

А тут ещё зашла жена композитора — Глинн — и сказала: «Какой интересный звук!»

Марк Сноу:
«Она очень хорошо свистела, поэтому я предложил: „Почему бы тебе не подсвистывать? Это даст звуку дополнительную изюминку“».

Смешав свист жены и синтезатора, Сноу доработал композицию и показал Картеру. Хотя режиссёр так и не услышал ожидаемых «плачущих гитар», результат его удовлетворил, и он, наконец-то, сказал «Да».

На этом работа Сноу над саундтреком не закончилась. Он заслужил кредит доверия и остальной материал сочинял уже без дотошного контроля. В результате музыка в «Секретных материалах» занимала в каждой серии около 38 минут, в отличие от привычных для сериалов 12-ти.

Интерес же к главной теме сериала не падал ещё очень долго. Спустя три года после премьеры ремикс «X-Files Theme Song» издадут на сингле и он займёт 2-е место в Британии.

Свои версии композиции сделают такие музыканты, как Майкл Олдфилд и DJ Dado. Появится даже исполнение а-капелла:

Мелодия настолько срослась с сериалом, что стала настоящим музыкальным клише для иллюстрации всего загадочного и потустороннего. В этом качестве она и используется в других фильмах — правда, подаётся, как правило, в пародийном ключе.

Интересно, что когда в 2015 году сериал воскресили, то Сноу попытался перезаписать новую версию главной темы, используя те же самые эффекты, но по непонятным причинам не смог добиться аналогичного звучания. И новый сезон пошёл в эфир с доброй старой фонограммой 1993 года.



Что еще почитать по теме?

Какими сериалами нас порадует 2016 год? «Секретные материалы», «Винил», «Американские боги» и «Люцифер»
Эннио Морриконе. В чем секрет невероятной популярности его киномузыки?
Исаак Дунаевский: как звучит кинофильм?

Обновлено 10.12.2016
Статья размещена на сайте 5.12.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: