Галя Константинова Грандмастер

Джакомо Пуччини. Что нельзя не услышать?

Надежда, вера, отчаяние, принятие неизбежного, даже лукавство — как все это передать? И словами-то сложно. Для понимания биографии великого итальянского мелодиста Джакомо Пуччини и разбора его работ единственное, что нужно сейчас знать: конец 19-го, начало 20-го века — это еще и время кризиса в музыке, да и во всех видах искусства тоже.

Фото: Depositphotos

Благодаря Вагнеру и Скрябину, мелодия и многие прочие выразительные средства «зашли в тупик», впрочем, это была некая объективная реальность, и подобное коснулось всех видов искусств. Но такое впечатление, что «кризис мелодии» меньше всего затронул итальянцев.

Эта эпоха — еще и продолжающийся «золотой век оперы». Жанр был еще в полном расцвете. И родина оперы — Италия — не перестала удивлять мир талантами. А Пуччини не зря считают гением мелодии.

Существует выражение «маст рид» — от хипстерского английского «обязательный к прочтению». Сейчас не будем обсуждать, возможна ли здесь какая-то «объективность», да и как вообще можно что-то уместить в какие-то списки. Но понятие имеет полное право на жизнь и даже служит некой интересной социологической лакмусовой бумажкой своего времени (потому что в определенный «список» каждый может внести и свое субъективное, и то, что востребовано определенной социальной группой, и то, что нужно коммерчески раскрутить). И тем не менее есть базовые, даже вечные «маст рид», не пройдя через которые часто бывает трудно сориентироваться не только в культуре, но и в самом социуме. В том мире, в котором живешь.

Таким же образом свой «маст рид» существует в любом из видов искусств. Это то, что нужно успеть в жизни посмотреть и услышать. Тем более что в наш век электронной «шаговой доступности» ко всему вообще это не представляет никакого труда.

Есть, тем не менее, люди, которые считают, что они не любят оперу. Это приблизительно, как если бы чертыхаясь от просмотра жутких телевизионных сериалов, говорить, что не любишь кинематограф в целом. Здесь существует некий выход: можно послушать «маст рид» из самых знаменитых оперных арий. Не очень грамотный подход — ведь оперы вне драматического действа не существует, но хоть так.

В «маст рид» оперных арий Пуччини входит целиком. Из оперы «Тоска» (ударение на первом слоге) самыми знаменитыми и любимыми являются две арии.

«Vissi d’arte»

Послушаем знаменитую арии Тоски.



Флория Тоска — певица, которая любит художника Кавародосси. Но времена им выпали нелегкие (в либретто указаны политические события 1800 года). Художника арестовывают по подозрению в укрывательстве лидера республиканцев, пытают чуть ли не в присутствии Тоски. К тому же шеф полиции Рима делает ей недвусмысленное непристойное предложение.

Вот здесь и звучит эта ария. Тоска поет о том, что жила искусством и любовью, за что ей все эти испытания и страдания. Закономерный вопрос…

«E lucevan le stelle»

Тоска делает вид, что согласна, но убивает начальника полиции. В следующем акте художника расстреливают, а Тоска бросается с верха Замка святого Ангела, где и находилась тюрьма. «Предрасстрельная» ария Каварадосси «E lucevan le stelle» («Светили звезды») — тоже одна из самых любимых и знаменитых.



В начале 20 века эту арию прихватили американцы, сделав из нее поп-хит, но Пуччини с издателем моментально и весомо материально выиграли дело о плагиате.

«O mio babbino caro»

«Джанни Скикки» — единственная комическая опера Пуччини. Весь сюжет строится на мошенничестве с завещанием. Арию «O mio babbino caro» поет дочь мошенника, но она очень проста и бесхитростна, таковы и слова, и музыка: отец, помоги, он такой красивый и так мне нравится, вот пойду сейчас и брошусь в реку Арно. Какое отцовское сердце такое выдержит?



Ария Чио-Чио-Сан из оперы «Мадам Баттерфляй»

Можно полюбить и гейшу. Такое случилось с лейтенантом военно-морских сил США, он даже собирается жениться на Чио-Чио-Сан. Но американский консул выясняет, что его приятель-офицер вполне циничен: он прекрасно знает, что брачный договор будет действителен только в Японии.

Офицер Пинкертон уезжает в США, там он снова женится, а в это время несчастная 15-летняя Чио-Чио-Сан продолжает его ждать. Она рожает сына и не верит, что ее возлюбленный смог ее предать. Чио-Чио-Сан совершает харакири.



В этой знаменитой арии Мадам Баттерфляй еще ждет своего мужа, она высматривает в окно корабли, она верит в любовь и верность. Ведь и ей самой пришлось даже предать веру предков и принять христианство, и она теперь презираема и своими родственниками.

«Nessun Dorma» («Пусть никто не спит»)

Степень популярности этой арии невозможно переоценить. Вряд ли в самой Италии найдется хоть один человек, который ее не знает. Но она знаменита и по всему миру, звучит часто по разным официальным поводам. А ведь обычная сказка, история о жестокой принцессе Турандот и неизвестном принце.

Дочь китайского мандарина, жившего «в легендарные времена», мужененавистница и очень требовательна к женихам, всем она загадывает загадки, которые никто не может разгадать, всех их казнят. Но появляется незнакомец, который не только разгадывает загадки, но и загадывает свою (а как меня зовут?).

Ночь перед тем, как Турандот должна отгадать имя принца, и есть та ночь, когда не «должно спать!». Все разными способами пытаются вызнать имя. Все кончается хорошо — поцелуй, растопленное сердце и имя его — Любовь (хотя принцесса и узнает подлинное имя).



Эта сказка итальянского драматурга 18 века Карло Гоцци живет уже долго (как и его же «Любовь к трем апельсинам»). С написанием по ней оперы Пуччини она будет жить вечно (и все эти «вечно» — отнюдь не преувеличение). Но все же интересно, как ария из оперы со сказочным сюжетом стала даже неким символом. «Не спать!» — поют даже перед крупнейшими футбольными чемпионатами. Конечно же, звучит ария и во многих кинофильмах, и мне кажется, что ее культурное влияние будет только нарастать.

Здесь и сама полная драматизма музыка, и смысловой акцент — не спать, впереди что-то важное, и оно будет совсем не плохим, а очень даже хорошим, очень. И имя этому пока никто не знает.

Но мы-то уже сейчас вполне можем догадаться…


Что еще почитать по теме?

«Никто не уснет!» Какая мелодия чуть не возглавила хит-парад синглов Великобритании?
Опера «Сервилия». Интересен ли сегодня неспешный Римский-Корсаков?
Как «Призрак оперы» завоевал мир?

Обновлено 29.12.2016
Статья размещена на сайте 17.12.2016

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: