Елена  Крылова Профессионал

Из цикла «Куда пойти в Питере?» В Театр эстрады!

Уж где-где, а в Петербурге для театралов раздолье! Культурная столица, да. При всем этом богатстве есть только одна проблема — выбора.

Фото: peterburg.biz

Так вот, если драмы хватает в жизни, а хочется зрелища для отдохновения, да чтоб смешно, искрометно и зажигательно, с песнями-плясками, клоунадой-буффонадой — долго не думайте. Идите на Большую Конюшенную, дом 27. Поскольку трудно найти место более привлекательное для поклонников легкого жанра, чем Театр эстрады.

Сейчас время такое — люди заняты заработками и выживанием, для друзей и веселья времени все меньше, а невиноватая душа просит праздника. Поэтому, чтобы мозг не отомстил организму разными болячками нехорошими, нужно хоть иногда отвлекаться. В смысле, развлекаться. Но не лишь бы как, а в проверенных местах.

Вот именно в такое место я очень люблю приводить родственников, друзей и гостей города. Потому что — наверняка. Придет человек усталый и грустный — уйдет вдохновленный и радостный. Репертуар, актерский состав, история театра и даже здание — вот звенья одной цепи, которая надолго (а кого-то и навсегда) приковывает к любимой сцене.

Храм Мельпомены: от трактира — к театру

Здание, в котором ныне располагается театр, было построено в 70-х годах XVIII века. В те времена оно было известно как гостиница под названием «Демутов трактир». Ее постояльцами были такие знаковые фигуры в истории нашей культуры, как Александр Грибоедов, Павел Пестель, Петр Чаадаев, Константин Батюшков, Иван Тургенев. Именно в этой гостинице Александр Сергеевич Пушкин написал свою знаменитую «Полтаву».

Далее, волею судеб и изменчивого мира, гостиница трансформировалась в ресторан «Медведь». Кабачок достаточно быстро стал культовым местом, попасть в которое было непросто: столик заказывали не мене чем за две недели. Туда очень любили захаживать Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская…

А с 1939 года в здании бывшего трактира на Конюшенной живет и здравствует Ленинградский театр эстрады миниатюр, на современный лад — Санкт-Петербургский театр эстрады имени Аркадия Райкина.

Человек, имя которого носит сейчас театр, начинал в нем как простой конферансье. Но уже в 1944 году он стал его художественным руководителем — на долгих 40 лет.

Аркадий Райкин
Аркадий Райкин
Фото: Источник

Эпоха Аркадия Райкина (а именно так хочется назвать время, когда жил и творил великий актер) — это не просто известные артисты. Это, если хотите, бриллианты в короне советской эстрады. Только вслушайтесь в имена тех, кто выходил на сцену тогдашнего Театра эстрады: Леонид Утесов и Олег Лундстрем, Клавдия Шульженко и Александр Вертинский, Лидия Русланова и Мария Пахоменко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков. Публика ходила на Романа Карцева, Виктора Ильченко, Михаила Жванецкого, Семена Альтова, Вячеслава Полунина, Эдиту Пьеху и Эдуарда Хиля…

С той поры прошло немало лет, менялся состав труппы, художественные руководители, репертуар. Однако аура театра, его атмосфера, формат, как сейчас модно говорить — все это осталось неизменным. А с 2008 года, когда его возглавил Юрий Гальцев, театр вовсю заиграл гранями новых талантов — матерых и совсем молодых.

Сегодня на его сцене блистают такие мастера комического жанра, как Андрей Федорцов, Вячеслав Манучаров, Андрей Носков, Оксана Базилевич, Сергей Сафронов и другие. В постановках участвуют и признанные мэтры клоунады — Игорь Ярошевич и Юрий Михайлик (знаменитый клоунский дуэт «Гарик и Юрик»). Не забывает про сцену и сам руководитель творческого коллектива. Но не только эти имена делают сегодня афишу театра.

Юрий Гальцев
Юрий Гальцев
Фото: Источник

В 2010 году Юрий Гальцев начал преподавать курс актерского мастерства в Петербургской академии театрального искусства. Мало того, что первый же «урожай» выпускников органично влился в труппу театра — он составил ее основу. Сегодня практически все спектакли с участием молодежи проходят с аншлагом. И пусть пока публика не очень хорошо знает их имена — Карен Галстян, Алексей Янко, Кирилл Петров, Илья Архипов, Анастасия Кастрица, Алена Кухоткина и многие другие «гальчата». Пройдет время, и некоторые из этих звездочек, без сомнения, станут корифеями эстрады.

Классика жанра: от Мольера до Шукшина

Как и в любом другом, в театре эстрады большую часть репертуара занимают классические вещи. Спектакль режиссера Нины Чусовой «Мнимый больной» по пьесе Ж. Б. Мольера по праву считается одной из лучших постановок. В главной роли — неотразимый Вячеслав Манучаров, множество партий ведет сам мэтр, мастер перевоплощения Юрий Гальцев. Зрителю обеспечены два с половиной часа уморительного действа, сюжет и характеры героев которого актуальны и по сей день.

Не менее ярка классическая пьеса в постановке Андрея Носкова «Слуга двух господ». Венецианская искрометная комедия в течение двух часов доставит максимум удовольствия поклонникам стиля «дель арте».

Комедия «дель арте», или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего краткий сюжет представления, с участием актеров, одетых в маски.

Музыкальная комедия «Играем Фигаро!» — спектакль еще недавно премьерный, но уже вполне завоевавший свое место под театральным солнцем. Эта постановка режиссера Владимира Глазкова по мотивам пьесы Бомарше «Севильский цирюльник» максимально приближена к оригиналу, но исполнена в манере водевиля. Легко и игриво — о важном и серьезном. На сцене — Юрий Гальцев и его ученики.

Музыкальная комедия «Играем Фигаро!», постановка режиссера Владимира Глазкова
Музыкальная комедия «Играем Фигаро!», постановка режиссера Владимира Глазкова
Фото: Источник

Есть в творческой копилке театра и спектакли, основанные на лучших образцах советской драматургии. Таковы, к примеру, «Божественная комедия» Нины Чусовой по сатирической сказке Исидора Штока, «Шуры-муры» — совместное творчество Владимира Глазкова и Юрия Гальцева по мотивам рассказов Василия Шукшина, «Феномены» Александра Синотова по одноименной пьесе Григория Горина. Все это вещи стоящие, и сходить на них нужно хотя бы раз.

Тетушка из Бразилии и девушки из джаза

В неизменный восторг приводит публику знаменитый спектакль «ЗдраСьте, я ваша Тетя!». Уж кто только в мире не ставил и не экранизировал пьесу английского драматурга Брэндона Томаса «Тетка Чарлея»! И вот еще одна блистательная и уморительно смешная версия, на этот раз — от актера и режиссера Андрея Носкова (он же, кстати, играет главную роль). Ручаюсь, что безработный авантюрист Бабс Баберлей в исполнении Носкова не оставит шанса даже самым отъявленным царевнам-несмеянам. Спектакль всегда собирает полные залы и стал одним из лучших в репертуаре театра, можно сказать, его визитной карточкой.

Аналогичный успех имеет и музыкальная комедия «Шоу для настоящих леди». Поставленная режиссером Владимиром Глазковым для студентов курса Гальцева, она в одночасье стала хитом театрального сезона. Сюжет основан на истории времен Великой депрессии, когда два актера, тайно переодевшись в женщин-актрис, участвовали в предвыборной кампании одного американского сенатора. Широкой публике знакома голливудская версия этой истории, которая в нашем кинопрокате носит название «В джазе только девушки».

Премьера спектакля в Театре эстрады состоялась в 2013 году. И вот уже который год шоу идет с неизменным аншлагом, в зале семечке от яблока негде упасть, а гальцевские студенты уже давно не школяры, а полноправные актеры труппы…

Бесконечное количество эпитетов приходит на ум, чтобы описать происходящее на сцене, поэтому остановимся на одном: это феерично. Действие разворачивается на всех парах, летит на зрителя без остановки, немного снижая обороты только на лирических эпизодах, волны смеха накрывают одна за другой, не давая передышки. Мокрый от слез платок и отхлопанные до боли ладони — вот реакция благодарной публики на эту, без сомнения, профессиональную работу.

Комичные авантюры и авантюрные комики

Жанр авантюрной комедии всегда привлекал зрителя своими непредсказуемыми сюжетами. Кто кого в результате обманул и кому смеяться последним — порой мы узнаем только в последнем эпизоде действия. Разумеется, в запасниках театра есть такого рода постановки, да еще какие!

К примеру, спектакль «Операция «Развод» режиссера Александра Синотова создан в лучших традициях авантюрных комедий, таких как «Блеф» и «Ва-Банк». Звездный состав исполнителей (Андрей Федорцов, Юрий Кузнецов, Андрей Носков, Алексей Васильев, Марина Доможирова и другие известные артисты театра и кино) и лихо закрученный сюжет не дают зрителю скучать ни одной минуты. Действие динамично, юмор — искрометен, а развязка неожиданна даже для искушенных поклонников жанра.

Спектакль «Операция «Развод» режиссера Александра Синотова
Спектакль «Операция «Развод» режиссера Александра Синотова
Фото: Источник

Примерно такого же накала страсти представлены зрителю в комедии Кирилла Маркина «Отпетые мошенники» — русской версии известной истории о мошенниках из светского общества Лоренсе Джеймсе и Фредди Бенсоне. Два часа блестящей актерской игры — и хандры с прочими депрессиями как не бывало.

Еще одна авантюрная комедия — спектакль «Ну и фрукт Ты!» в постановке Сергея Роста. Материалом для пьесы послужила сегодняшняя российская действительность, а посему — сюжет «родной»: здесь и проворовавшийся чиновник, и любовная интрига, и сам режиссер в одной из ролей.

Кабаре для своих

Вишенкой на торте можно назвать работы театральной труппы в жанре ревю. Это сплав разных сценических номеров в рамках одного спектакля.

Ревю — театральное представление, состоящее из отдельных эпизодов, объединенных сквозной темой. Соединяет в себе черты оперетты, балета, театров кабаре и варьете, цирковые и эстрадные номера. Родоначальником жанра считается Франция (30-е годы XIX века). Некоторые исследователи считают ревю предшественником мюзикла.

В репертуаре театра есть культовый спектакль в легендарном жанре — «Кабаре «Медведь». Он посвящен собственно истории театра и рассказывает о том, как зарождалась и развивалась в нашей стране профессиональная эстрада. Калейдоскоп песен, танцев, фокусов, пародий, пантомим, скетчей и клоунских миниатюр — все это эстрадное многообразие органично слилось воедино и уместилось в рамках одного спектакля.

К «ревю» можно отнести и бенефис Юрия Гальцева «Концерт для своих». Спектакль состоит из разнообразных номеров с участием мэтра, его друзей и актеров. Однако изюминкой бенефиса является то, что программа вечера никогда не повторяется дважды, это всегда импровизация.

И кое-что еще

Казалось бы, достаточно жанров? Ан нет, в репертуаре театра есть еще лирические комедии, спектакли для детей, военная лирика и даже спектакли в стиле «фламенко». Кстати, большинство постановок идет под маркировкой 12+, так что можно смело брать с собой ребенка-подростка — чернухи не будет. И цены по нынешним временам достаточно демократичные.

Так что, ребята, драматический театр — это, конечно, хорошо, катарсис и прочее, но груз забот с ваших плеч хотя бы на время поможет снять только здоровый искренний смех. И касается это не только жителей Петербурга, но и дорогих гостей города — благо, заказывать билеты по Интернету сейчас есть возможность практически у всех.

Следующий выпуск в данной серии посвящу моему любимому музею — Русскому. А то все — Эрмитаж, Эрмитаж…


Что еще почитать по теме?

Спектакль театра Сатиры «Укрощение строптивой». Что скрывается за строптивостью женщины?
Юбилей московского театра Сатиры: как актерам удается зарабатывать шутя?
Снова в Питер? Нет, в новый Питер каждый раз

Обновлено 15.01.2017
Статья размещена на сайте 10.01.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: