• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Жюль Бастьен-Лепаж, «Продавщица цветов». Что художник донес до зрителя?

Знаменитый французский художник Жюль Бастьен-Лепаж (1842−1884) за свою относительно короткую жизнь заработал мировую славу. В 20 лет он поступил в Школу изящных искусств, его учителями были Александр Кабанель и Рафаэль Коллин.

Бастьен-Лепаж «Продавщица цветов», сравнение картин Фото: общественное достояние

В 1875 году получил Римскую премию. Его друг, князь Божидар Карагеоргиевич, в 1890 году написал, что Жюль не намеревался поехать в Рим, его не привлекала классическая школа, но Римская премия как бы окрылила его.

Бастьен-Лепаж, Автопортрет, 1875, частная коллекция
Бастьен-Лепаж, Автопортрет, 1875, частная коллекция
Фото: общественное достояние

Критика благосклонно встречала его работы, он стал популярным портретистом. Среди знаменитостей, чьи портреты он написал, были принц Уэльский, Сара Бернар, Жюльетта Друэ и еще, и еще… Его работы можно увидеть во многих музеях и в частных коллекциях.

Среди прославленных шедевров мастера есть две малоизвестные картины с одинаковым названием — «Продавщица цветов».

Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 40х21 см, музей Бастьен-Лепажа, Монтмеди, Франция
Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 40×21 см, музей Бастьен-Лепажа, Монтмеди, Франция
Фото: общественное достояние

Акварель на бумаге, размер 40×21 см. Девушка с коротко остриженными огненно-рыжими волосами, можно сказать, взрослеющая девочка, в заношенном и грязноватом одеянии стоит на фоне кирпичной стены с обвалившейся штукатуркой и лестницы с обшарпанными щербатыми ступенями. В ее правой руке — букет цветов, левая скрыта под большой шалью: поздняя осень, мороза еще нет, но холодновато.

Она стоит давно, замерзла и, для того чтобы сохранить остатки тепла, сдвинула колени и ступни. Губы слишком яркие, чтобы быть естественными, скорее всего — подкрашены. Широко раскрытые бездонные глаза смотрят как бы слегка вверх — может быть, перед ней покупатель повыше ее ростом. В глазах — и вопрос, и надежда на то, что покупатель решится взять этот последний букет, и она сможет пойти домой согреться.

Вероятнее всего, что именно такой увидел Бастьен-Лепаж продавщицу цветов. Что же побудило его написать картину в полный рост — 173×90 см? Что побудило его изменить и обстановку, и внешний вид девушки?

Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 173х90 см, 1882, частная коллекция
Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 173×90 см, 1882, частная коллекция
Фото: общественное достояние

В полноразмерной «Продавщице цветов» изменилась цветовая гамма: шаль почернела, букет стал насыщенно контрастным и потерял некоторую воздушность — теперь в нем красные розы на темно-зеленой листве. Изменился фон: вместо кирпичной кладки — облицованные мрамором цоколь и стены, вместо выщербленных ступенек — мраморная лестница.

Одежда стала намного приличнее, она не производит впечатление заношенной, скорее наоборот — новой или свежевыстиранной.

Лицо потеряло детские черты: брови выщипаны, губы окрасила темно-красная помада, аккуратно постриженные волосы стали почти черными, на шее появилось нечто вроде украшения — черная бархатная ленточка.

На акварели рядом с героиней никого нет, на картине (второй план) из-за угла появляется бородатый пожилой господин в светлом котелке. Он с явным интересом присматривается к цветочнице. Он не похож на человека, который дал ей цветы на продажу. Скорее, он выслеживает ее, эта девочка-подросток для него — дичь.

Есть и третий план — яркие пятна наводят на мысль, что девушка продает цветы в каком-то оживленном торговом месте.

Казалось бы, все перемены к лучшему, а из глаз струится неизбывная тоска…

Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов
Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов
Фото: общественное достояние

Вряд ли художник наблюдал все эти превращения на той же самой модели. Скорее всего, вторая картина появилась в результате наблюдений за уличными сценками. Похоже, что художник написал своего рода прогноз, предсказание для захудалой цветочницы: переход от жестокой бедности к выходу на панель.

Когда вы рассматриваете эти картины по отдельности, нет ощущения чего-то из ряда вон выходящего: обычная девочка, обычная уличная сценка, ни драмы, ни комедии, ни тем более — трагедии. Все обыденно. Но если вы их ставите рядом, вместе они пробуждают необычно сильное, можно сказать — пронзительное, сочувствие к героине.

Что касается картин — невозможно сказать, какая из них лучше…


Что еще почитать по теме?

Александр Кабанель, «Офелия». Что с ней произошло?
Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»
Жан-Леон Жером, «Продавец ковров». Что завораживает в этой картине?

Статья опубликована в выпуске 23.01.2017
Обновлено 3.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: