Галерея, переданная Павлом Михайловичем Москве ещё при жизни, и сегодня носит имя мецената. Начало собранию положила встреча с художником
Василий Григорьевич в 1856 году был уже маститым живописцем, академиком. Третьяков — московским купцом. Потомственным, но по молодости пока не из самых богатых. Меценатская его стезя лишь начиналась.
Будучи в Петербурге,
Павел Михайлович заплатил без торга. Сначала 50 рублей задатка, а через четыре дня и остальное. «Стычка с финляндскими контрабандистами» перешла в его руки, положив начало знаменитой Третьяковке.
Лёгкость, с которой молодой предприниматель, покупая картину, расстался с деньгами, была, скорее, исключением, чем правилом. Впоследствии многие художники отмечали, что Павел Михайлович бывал прижимист. Черта характера? Вряд ли, просто он умел вести дела и знал, чего хотел.
С автором первой покупки
Приобретая картины, Павел Михайлович обычно горячо торговался. Художник-передвижник Николай Никанорович Дубовской вспоминал, как пять дней спорил с Третьяковым на выставке.
Дубовской назначил за свой пейзаж 600 рублей. Но меценат давал 550. Весь спор из-за 50 рублей. Что они значили для преуспевающего купца? Наверняка не то, что для нищего художника.
Пять дней подряд Павел Михайлович приезжал на выставку, уламывая Дубовского, пока не взмолился:
«Послушайте, что вы со мной делаете? Ведь вы меня разоряете: мне надо было три дня тому назад выехать в Париж, а я из-за вас сижу в Москве и несу большие убытки».
Николай Никанорович вошёл в положение «разорённого» и уступил. Обрадованный Третьяков бросился целовать художника.
Порой торг тянулся годами. Впервые увидев на академической выставке в 1864 г. «Княжну Тараканову»
Предложил за него 3 000 рублей, деньги обещал все сразу и без проволочек. Но художник запросил 5 000. Так и не сошлись в цене. В коллекцию картина попала только после смерти Флавицкого, скончавшегося осенью 1866 г. Брат покойного уступил её за 4 000 рублей.
Может показаться, что представитель московского купечества, в чьей среде в порядке вещей считалось потратить на устриц и шампанское рублей 500−600 за раз, откровенно скупердяйничал. Но художники так не считали. Торгуясь из-за картин,
Автор «Тайной вечери» Николай Николаевич Ге рассказывал о характерном эпизоде. Как-то он сообщил Третьякову о начинающем художнике без средств и попросил дать ему денег, на которые тот мог бы выехать за границу для лечения. В ответ Павел Михайлович без лишних слов достал из кошелька тысячу рублей: «Передайте ему, пусть едет».
Секретарь Третьякова Рихау вспоминал о своём начальнике:
«Он обладал редким даром угадывать в начинающих художниках будущих великих мастеров, он поддерживал субсидиями, как для дальнейшего усовершенствования, так и во время болезни и случайных житейских невзгод. Немало тысяч франков и лир приходилось мне отправлять таким лицам за границу от его имени».
Как-то, обращаясь к
«Я купец, хотя часто и имею антикупеческие достоинства».
Московский купец Третьяков оставил после себя огромное состояние, оцениваемое почти в 4 миллиона рублей. Наследие мецената Третьякова — бесценная коллекция картин. Смог ли бы он совершить этот подвиг, не умей считать денег?
Что еще почитать по теме?
Как было положено начало Третьяковской галерее?
Что мы знаем о Марии Тенишевой? Женщина-меценат
Что коллекционировали известный меценат Савва Мамонтов и его супруга?
Сейчас бы таких скупердяев побольше! Культура бы развивалась!
Оценка статьи: 5
0 Ответить