Арманд Марсель (Armand Marseille) родился в 1856 году, в Санкт-Петербурге, в семье гугенотов-эмигрантов. Его отец, который появился на свет в этом же славном городе, был придворным архитектором Николая I, имевшего склонность к немецкой архитектуре и культуре. После кончины императора семья Marseille уехала из России и обосновалась в Тюрингии, в городке Coburg (Кобург).
После завершения своего образования Арманд Марсель приобрел небольшую фабрику по производству игрушек в Зоннеберге (1884 г.), ранее принадлежавшую Матису Ламберту (Mathias Lambert), а затем, по истечении года, стал владельцем фарфорового заводика в Коппельсдорфе, и переоборудовал его для изготовления кукольных фарфоровых голов.
Примерно в это же время Арманд женился на очаровательной уроженке Зоннеберга, подарившей ему в дальнейшем сына Германа, названного в честь деда, и дочь Беатрис.
В 1887 году на кукольном заводе Арманда Марселя произошел сильный пожар, спровоцированный ударом молнии. Большая часть имущества пострадала, но, несмотря на ощутимые убытки, Марсель не пал духом и решился на восстановление завода.
Выход в 1890 году закона, обязывающего изготовителей обозначать на упаковке страну производства, сподвиг Арманда Марселя на регистрацию в торговом реестре. Cогласно данному закону, на немецких кукольных головках стали ставиться дополнительные метки D.R.G.M или D.E.P, указывающие на факт защиты производства немецким патентом. Марсель год от года энергично расширял свое дело, брал заказы из-за рубежа, и от своих представителей в заграничных филиалах, следящих за рынком и модой, получал развернутую и подробную информацию, способствующую точной реакции на спрос в той или иной стране.
В 1890 году Арманд Марсель стал экспериментировать не только с изготовлением новых фарфоровых кукольных голов, но и начал создавать кукольные тела из композита, кожи, кукольные парики.
Марсель всегда очень трепетно относился к России, храня в своем доме русские иконы. Он отправлял на экспорт в Санкт-Петербург много своей продукции, активно заключая договора с русскими торговцами. Несколько очаровательных кукол его производства жили в коллекции детей последнего русского императора, хранящейся на сегодняшний день в Загорском музее игрушки.
В 1915 году, Беатрис, дочь Арманда Марселя, вышла замуж за Эрнста Хойбаха (Ernst Heubach), сына владельца фарфорового завода, располагающегося рядом с предприятием Марселя. Замужество дочери привело к слиянию предприятий (1919 г.), несмотря на предостережения Марселя, привыкшего полагаться только на самого себя и ставящего под сомнения деловые качества мужа Беатрис.
Арманд Марсель по прежнему очень-очень много работал. В 1917 году из-за такой нагрузки и постоянных волнений у него произошел сердечный приступ, оправившись после которого Арманд принял решение о преемственности бизнеса. В 1919 году фирма обрела нового руководителя, им стал Герман Марсель.
Герман, как и его сестра Беатрис, возлагал надежды на существующий союз с компанией Хойбах, но, увы, его отец оказался прав (который, как обозначалось выше, пребывал в сомнениях по поводу данного слияния) — спустя 11 лет, начиная с 1932 года, фирма Арманд Марсель стала вновь существовать сама по себе — альянс Марсель и Хойбах распался.
В 1925 году Арманд Марсель скончался от инфаркта. Его сын прилагал достаточно усилий для поддержания дела отца, продолжая производство кукол и кукольных голов, проводя эксперименты с разнообразными композитными материалами. Но, увы, прежних успехов добиться не получалось, и в 1930-годы фирма Марсель перешла на изготовление фарфоровой посуды.
По окончании Второй мировой войны, производство кукол Марселя возобновилось под новой маркой Sonneberger Porzellanfabrik, но Герман Марсель не принял новую власть, и в 1949 году перебрался в ФРГ. Известная на весь мир кукольная фабрика, к сожалению, закрылась, и уже навсегда.
На протяжении всей истории компании Арманд Марсель ее ассортимент был поистине огромен, и состоял из самых разнообразных кукольных типажей: милые googly c большими круглыми глазами, скошенными в сторону, смеющиеся и плачущие разновозрастные пупсы, куклы с девичьими чертами и с определенным выражением лица, так называемые «характерные»… Также выпускались, правда, небольшими тиражами, темнокожие куклы — азиаты и африканцы. Одна из кукол этой серии хранится в Лондоне, в музее детства.
Фабрика Марселя производила кукольные головы и для других кукольных изготовителей, таких как Seyfarth & Reinhardt, C.M. Bergmann, Wislizenus, и многих других.
Во времена успешной деятельности, фабрика Арманда Марселя, ежедневно производила до 1000 кукольных голов, часто одни и те же отливки получались абсолютно разными и, соответственно, разного качества. Именно поэтому, коллекционеры, приобретающие кукол Арманда Марселя, в первую очередь, изучают лицо куклы (у коллекционных кукол более высокого качества достаточно тонкая роспись и легкий, нежный румянец).
Кукольные головы из необожженного фарфора, изготовленные на фабрике Арманда Марселя, в основном, маркировались «Armand Marseille» или «A.M.», с добавлением «Made in Germany» или «Germany», буквы (прописные/печатные) и слова наносились различными шрифтами. Размер куклы обозначался специальным номером, который располагался после маркировки «A.M.» или между буквами А и М. Существуют клейма, на которых стоят лишь номера отливки, без инициалов кукольного фабриканта. Вообще же, у кукол Арманда Марселя, номером отливки могло быть имя собственное, а также трехзначная или четырехзначная цифра. Самые распространенные отливки, выпускаемые на протяжении 30 лет — 370 (на кожаном теле) и 390 (на деревянно-композитном теле). Ну, а наиболее известными куклами Armand Marseille, в процентом соотношении их выпуска, являются: «Googly» — 3%, «Florodora» — 10%, «3200» — 3%, «My Dream Beby» — 4%, «1894» — 8%, «370» — 15%, «390» — 45%, Queen Louse и другие — 12%.
Удивительную историю об одной из волшебных кукол Арманда Марселя вы также можете почитать здесь.
Ах, эти старинные куклы, позволяющие почувствовать линию времени, заставляющие думать о людях, которых мы никогда не видели, открывающие перед нами потайную дверь воспоминаний… Быть может, они понравятся и вам :)
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...