Судя по всему, первые русские фамилии (или то, что можно счесть таковыми) появляются в Великом Новгороде. Здесь в летописях под XIII веком упоминаются: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Никифор Радятинич, Гаврило Кыяниновъ… Может быть, эти фамилии-прозвища еще не вполне «настоящие», но самые ранние из известных на Руси. К сожалению, их значения я не нашел. Не исключено, что это действительно настоящие фамилии, образованные от имен-прозвищ предков.
Но это Новгород — город полуевропейский и от остальной Руси обособленный. На собственно Руси фамилии появляются значительно позже, когда в них возникла необходимость.
До XIX века никто специально не придумывал и не вводил их в обращение. Точнее, придумывал сам народ, развивая имеющуюся традицию именования.
Фамилия — родовое имя, знак принадлежности к роду, семье. Это особенно важно для людей «приличных», способных (да и желающих) помериться родовитостью.
Появление фамилий примерно совпадает со временем «собирания земель» Москвой. Удельные князья теряют самостоятельность, превращаясь в придворную аристократию.
Убавляется самостоятельности и у бояр. А при дворе идёт постоянное соперничество, и статус прямо зависит от происхождения. Появляющиеся в это время фамилии — знак принадлежности к роду, и в конечном итоге показатель статуса.
Пока это не просто благородная спесь происхождения фамилий. Фамилии в это время функциональны, являясь «идентификатором» родовой принадлежности, происхождения. Которые, в свою очередь, прямо влияют на служебный статус.
Дворяне (а с определенного времени и бояре) — люди служилые, вассалы Великого князя. Должности и обязанности в Московском государстве нередко наследуются. Причём это не только право, но зачастую и обязанность.
До середины XVII века важнейшую роль играет местничество, когда должности занимаются в зависимости от древности и знатности рода. А еще наследуется старшинство в отношениях с «коллегами». Например, мой отец командовал отцом Васи Пупкина. Теперь Вася не может стоять выше меня по должности, и Васины дети выше моих — тоже не должны. И даже заслужи он старшинство по чину, подчиняться ему я не стану. И буду вполне в своём праве.
А ещё есть жалованье, кормления, привилегии, зависящие от должности при дворе, на великокняжеской службе. В общем, свое происхождение нужно знать. И другие чтобы знали.
Первыми в
Дворянство появляется на Руси примерно в XIII веке, но лишь с эпохи Ивана Грозного оно выходит на передний план, постепенно оттесняя боярство. Значит, пора обзаводиться фамилиями!
Это происходит даже чуть раньше, со второй половины XV века. В списке опричников Ивана Грозного по фамилиям названы все.
Большинство дворянских фамилий образовано от имён и прозвищ предков. Чаще — от имени деда, переходя через поколение. Например: Петр Сидоров сын, иначе Иван Сидорович — это отчество. Если его сына зовут Иваном, полное имя вполне могло звучать как Иван Петрович Сидоров. Сын Петра, внук Сидора. Отчество менялось, а дедичество могло стать фамилией.
По этому же принципу позже образовывались и крестьянские фамилии.
Со временем род разрастается, и отдельные его ветви могут менять родовые прозвища, выводя себя уже не от дальнего общеродового предка, а от основателей отдельных ветвей. Так, от Федора Кошки Кобылина пошли Кошкины, в дальнейшем разветвившиеся на Захарьиных (от Захария Кошкина), Яковлевых (от Якова Кошкина) и Романовых (от Романа Захарьина).
Как видим, история фамилий дворян большей частью достаточно просты.
К русским фамилиям добавляются иностранные, идущие от поступавших на русскую службу иноземцев: татар (Аракчеевы, Карамзины), шотландцев (Лермонтовы, Брюсы), немцев (Герцены, Фонвизины, Фурмановы), грузин (Багратовы, Андрониковы), итальянцев (Чичерины, Елагины)…
Но это — «благородные». Народ попроще обходился без фамилий еще пару-тройку веков. Не столько из дискриминации, сколько за ненадобностью.
Хотя и дискриминация, похоже, была. В документах XIX века встречаются формулировки типа: «фамилией позволено именоваться с такой-то даты». Это, между прочим, о купцах! Людях в государстве не последних и не самых бедных. Хотя их лучшие представители носили фамилии еще в XVII веке, таких было немного. И как правило, это высший слой купечества — «гости». Кстати, купец XV века, знаменитый Афанасий Никитин — вообще-то, Никитич. Это не фамилия, а отчество.
Еще в начале XIX века у довольно многих купцов фамилий вообще не было. Но — наступало «цивилизованное время». Росли города, развивались промышленность и торговля, и потребовался иной, более подробный учет населения.
Но в Российской империи были и другие сословия, куда более многочисленные…
Интересно было прочитать.
Вообще, русские - единственные, наверное, кто имеет в добавление к имени, ещё и отчество. На русский манер мы так же называем узбеков, азербайджанцев, таджиков и т.д.
Оценка статьи: 5
0 Ответить