Сегодня известно 140 его картин, из них только 13 датированы. Вот, пожалуй, все более или менее значительные сведения о жизни художника. Одна из его картин — «Игроки в карты».
Сюжет картины описывает действие, происходящее в богатом доме: на второй этаж ведет широкая лестница, под потолком — люстра. За столом, покрытым бархатной скатертью, сидят мужчина и женщина с картами в руках (судя по одежде, она — хозяйка, он — гость). На втором плане — стена, открытая небольшая дверь. Над дверью видна коротенькая балюстрада — как продолжение лестницы, колонна с каким-то неясным рельефом и закрытая росписью стена. На фреске просматриваются фигуры купальщиц. За спиной гостя — ниша (что в ней — совершенно неясно, очень может быть, что там — кровать). Над нишей — большая картина в резной золоченой раме.
Казалось бы, обычная сценка: в богатом доме развлекаются игрой в карты два человека. День солнечный, но дома нежарко: у дамы под ногами ящик с углями для подогрева ног. И офицер еще не согрелся с улицы — сидит в полной форме. Правда, кираса уже в стороне, рядом с барабаном и знаменем.
Она — небедная женщина, скорее всего — вдова (не исключено, что ее муж еще жив, но уехал, уплыл в дальние страны либо по военным делам, либо по торговым). Он — бравый военный, знаменосец (скорее всего — какого-то отряда гражданской гвардии, и возвратился он с какого-то торжества, явно не со службы). Игра — как игра: в руках — карты, на столе — грифельная доска с мелком. Молодой человек — не то слуга, не то адъютант офицера — приготовил для дамы трубку.
Очевидно, они — старые знакомые, и играют не первый раз (надо думать, и не последний). Так во что играют эти двое? На деньги? Под запись? И что, вот так приспичило среди бела дня что-то выиграть? Не верится! Есть другая причина для игры, скрытая от первого взгляда: это своеобразное любовное свидание. И игра — на раздевание. То есть по форме — это игра в карты, по сути — игра любовная.
Художник показал самое начало. И кажется, что офицер намеренно начал проигрывать (поэтому и кираса на полу). Правда, он изображает крайнее расстройство: на полу — разбитая трубка и брошенные карты. Но вот-вот он пустит в ход свою главную карту (у него в правой руке туз) — и дама снимет какую-нибудь часть своего наряда.
Скорее всего, проигрыш не будет стопроцентным, дама не обнажится — прохладно. Возможно, они уже договорились, до какой степени обнажения они дойдут.
О безгрешности замысла игроков говорить не приходится — художник поместил на полотно симпатичного песика (помесь болонки и пуделя). Маленький песик — маленький грешок. И если это предположение верно, то дама никому не изменяет, она свободна. Что касается мужчины — он всегда безгрешен.
Игра продолжается…
Что еще почитать по теме?
Габриэль Метсю, «Завтрак». Как надо есть устриц?
Габриэль Метсю, «Женщина читает письмо». От кого?
Габриэль Метсю, «Кухарка». Что она приготовила сегодня?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...