Перейти к предыдущей части статьи.
Зато Кан с восторгом рассказывает об успехах трех ученых из Новосибирска, которые смогли раскрыть тайну веков с помощью компьютера. Эта глава рассказывает об одном неприглядном эпизоде из истории советской науки.
Вышеуказанная троица решила словить успех на модной теме. В начале 1960-х годов одной из таких модных тем были компьютеры. «Веселые ребята» из Новосибирска воспользовались материалами Кнорозова и сделали то, что сейчас смог бы сделать и школьник. Они оцифровали каталог иероглифов.
Сделать это было несложно, поскольку основную работу по составлению этого каталога Ю. Кнорозов сделал в 1947 году, а опубликовал его в 1952. Работа, таким образом, была рутинная. К каталогу элементарных иероглифов был присоединен словарь их переводов и словарь переводов сочетаний нескольких элементарных иероглифов, если таковые имелись. Переводы эти были результатом едва ли не столетних трудов этнографов всего мира, 90% из них сделал Ю. Кнорозов.
Сейчас это называют красивым словом «база данных». Кроме того, была написана программа, которая раскладывала введенную строку, составленную из иероглифов майя (для удобства, конечно, тоже оцифрованных), на отдельные иероглифы или их пары, производила поиск в базе данных, после чего выдавала соответствующий перевод на принтере (который в те годы назывался роскошно: алфавитно-цифровое печатающее устройство, или АЦПУ).
Насколько такая программа далека от реального машинного перевода, очевидно. Впрочем, «быстрых разумом Невтонов» это не слишком волновало. Им нужны были не достижения, а продвижение.
Трое этих, с позволения сказать, ученых изложили результаты в виде трех книжек под грифом института математики Сибирского отделения АН СССР и подарили эти книжки тогдашнему руководителю страны
Вот интересно, какое сочетание иероглифов они выбрали для обозначения должности «первый секретарь ЦК КПСС» — «Великий жрец», «Могучий змей»? Или вообще не мелочиться: «Бог Солнца»? Посоветовались бы с Кнорозовым, порадовали бы старика. А он бы им посоветовал.
Впрочем, «старику» в те годы было всего 40 лет. Он практически не отреагировал на мышиную возню вокруг «компьютеризации» его работы. Скорее всего, потому что не верил в возможности так называемого «искусственного интеллекта».
Корней Чуковский как-то сказал:
«В России надо жить долго — до всего доживешь!»
Юрий Васильевич Кнорозов прожил достаточно долго, дожив и до всемирного признания своих заслуг, и до Государственной премии СССР, которую ему вручили в 1975 году, и до установления дипломатических отношений с Гватемалой. В 1990 году «кабинетный ученый», как он себя когда-то назвал, впервые ступил на землю индейцев майя и даже смог забраться на одну из майанских ступенчатых пирамид.
Президент Гватемалы наградил великого ученого Большой Золотой медалью. В 1995 году правительство другой страны, Мексики, которая тоже считает себя наследницей империи майя, наградило Кнорозова серебряным Орденом орла, как иностранца, имеющего исключительные заслуги перед Мексикой.
На планете Земля Юрию Кнорозову поставлены три памятника. Один — в России, где он похоронен на Ковалевском кладбище Санкт-Петербурга, а два других — в Мексике. Интересно, что на всех этих памятниках ученый изображен с любимой кошкой Асей на руках.
У индейцев майя кошка — священное животное. А свою любимицу Кнорозов считал даже соавтором своих статей. Фотографироваться он не любил, на фотографиях получался плохо, но с Асей сфотографировался. Котики ведь такие милые — это все признают. Ася сделала фотогеничной даже фотографию абсолютно не фотогеничного Юрия Валентиновича Кнорозова.
Что еще почитать по теме?
Кто вы, расшифровщик иероглифов майя?
Исчезновение цивилизации майя: что будет дальше?
Юрий Кнорозов — мистификатор или предвестник конца света?
Александр Котов, великолепный вопрос! Жаль, что для ответа на него моей компетенции не хватает. Историки отмечают, что вооруженные...