Эта выставка состоит из 250 работ: живопись, графика и скульптуры, объединенные одним термином — экспрессионизм. Она дает возможность увидеть самое интересное, что создавалось в России в первую треть прошлого века, когда происходили трагические события: война, революция, изменение устоев общества, ожидание катастрофы. Конечно, это находило отражение в работах не только художников, но и во всех других областях творчества.
После открытия выставки в отзывах и публикациях в Интернете высказывались разные мнения: относить ли все представленные работы к стилю экспрессионизма, или это что-то другое — модернизм, постмодернизм, кубизм,
Художники-импрессионисты изображали сцены из реального мира, передавая свои впечатления от них. Они накладывали краски отдельными мазками и использовали контрастные тона — красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой — на одном участке картины. И надо отойти на достаточное расстояние от полотна, чтобы воспринять целиком сюжет и впечатлиться.
Творчество западных импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, Эдуарда Мане и Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Гогена и других широко известно и представлено во многих музеях мира, в том числе и у нас в Эрмитаже.
В стиле импрессионизма работали и многие русские художники конца ХIХ, начала ХХ века: Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Зинаида Сереребрякова, Филипп Малявин, Константин Юон и другие. В России поначалу их работы подвергались резкой критике, но время расставило все по своим местам.
Работы художников-экспрессионистов сильно отличаются от их предшественников и по стилю письма, и по восприятию мира, по передаче настроения, чувств, переживаний. Экспрессионисты не только воспроизводят действительность, но и выражают своё эмоциональное состояние.
Для выражения чувства раздражения, отвращения или тревоги они использовали угловатые, искорёженные линии, деформацию предметов, быстрые и грубые мазки, кричащий колорит, отдавали предпочтение контрастным цветам, чтобы усилить воздействие на зрителя и не оставить его равнодушным. На смену благостному спокойному периоду жизни конца ХIХ столетия пришли времена военных и революционных потрясений, и поэтому здесь мало красивых сюжетов, мало пейзажей, лирических портретов. Даже рамы на картинах в основном черные или темного цвета.
В экспозиции выставки представлено по несколько работ известных художников-экспрессионистов:
Все работы показать в статье невозможно, остановлюсь лишь на некоторых, наиболее понравившихся.
В первую очередь — яркий портрет
Очень понравился портрет «Красный еврей» Марка Шагала, написанный в 1915 году, выразительный, реалистичный, он показывает усталого, побитого жизнью человека. И опять контраст черного и красного.
Здесь можно увидеть две небольшие работы
«Импровизация» — надо долго стоять и думать, что хотел показать художник…
Есть несколько картин петербургских экспрессионистов на городскую тематику — например, «Невский ночью. Извозчик» (1923 г.), автор Рудольф Рудольфович Френц.
И «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г., художник Семен Андреевич Павлов.
Очень трогательна и печальна картина «Музыканты» художника Николая Ивановича Дормидонтова (1931−1934 гг.) Зима, по заснеженной деревенской улице идут, вероятно, отработав где-то, старик-музыкант с барабаном за спиной и подросток-инвалид, с ними собака. И задний фон — тоже безрадостный.
Оригинальны два женских портрета. «Цыганка» Святослава Нагубникова (1910−11 гг.) — усталая, с задумчивым взглядом.
И уличная девица «Катька» Владимира Васильевича Лебедева (1918 г.), готовая на всё, разбитная, нарумянены щеки, приподнята юбка, в глазах ожидание.
Обе примерно из одного времени, трудного, непонятного. Какое время, такие и портреты.
Оригинальны работы талантливой художницы Натальи Сергеевны Гончаровой — четыре Евангелиста, выполненные в разных цветах: синий, красный, серый и зеленый.
И «Прачки».
Работы совершенно разноплановые, но что-то их объединяет. Возможно, цветовая гамма? Мне они понравились, особенно Евангелисты.
Что касается графики и скульптур — этих работ мало, они не произвели особого впечатления.
Такие выставки бывают нечасто, и чтобы иметь представление об отечественном экспрессионизме, стоит посетить выставку «Экспрессионизм в русском искусстве».
Спасибо за рассказ о выставке.
В картинах столько тревожного, кроваво-красного цвета.
Неосознанное предчувствие художников? Хотя, возможно, это мне так видится, так хочется думать, потому что спустя 100 лет мы знаем, что тогда произошло.
0 Ответить
Татьяна Пучкова, спасибо за комментарий. Да, меня тоже поразило в картинах обилие тревожного красного и темных красок, под стать тому времени. Когда сравниваешь легкие, часто солнечные пейзажи или портреты русских импрессионистов конца 19 века, видна большая разница. Время всегда накладывает отпечаток на творчество.
0 Ответить
В "Цыганке" явно прочитывается Гоген, а "Музыканты" — это практически Питер Брейгель)
0 Ответить
Наталья Осокина, спасибо за комментарий. Конечно, на русских экспрессионистов импрессионисты Запада оказали сильное влияние, тут уж не поспоришь...
0 Ответить