Уильям Гибсон известен как один из «отцов киберпанка». Но рассматриваемая трилогия не относится к данному жанру. Хотя, по-моему, сохраняет некоторые его элементы.
Время действия перенесено из будущего в наше настоящее. (И даже уже прошлое, так цикл был написан с 2003 по 2010 годы.) При этом писатель зашифровал центральные идеи романов в их названиях. Вот вам и «киберпанковский дух» в действии!
Книга «Распознавание образов» (первая в трилогии):
- Формально называется так, потому что действующие лица пытаются разгадать загадку таинственных фрагментов, которые появляются в Сети.
- С точки зрения главной героини, молодой женщины по имени Кейс, специалиста по маркетингу, это наведение порядка в собственной жизни, в том числе осознание смерти близкого человека и выстраивание отношений с другими людьми.
- Есть и более глобальный уровень, который, безусловно, всегда волнует писателя — новый миропорядок, что устанавливается на наших глазах.
Он, конечно, влияет на всех нас, а также жизнь Кейс, чей отец погиб при событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Для писателя, кстати говоря, именно эта дата является точкой отсчета новой истории.
Более всех на этом уровне проявляют себя «крупные игроки», например, временный работодатель Кейс — предприниматель Бигенд, владелец успешного рекламного агентства «Синий муравей».
Всем героям романа так или иначе приходится пристально вглядываться в происходящее вокруг. Ведь вся информация — только образы, которые проецируются в нашем сознании. Но что именно происходит, кто влияет на события, к чему они ведут — со всем только предстоит разобраться.
В книге появляется и «русская тема», которая также поднимается писателем, конечно, с учетом его американских корней. Ну и любимые города автора — Лондон и Токио (и вообще Япония) тоже присутствуют.
Книга «Страна призраков» (вторая в трилогии):
- Опять же, чисто формально, название происходит из новой технологии (что-то похожее появляется и в нашей с вами жизни, так называемая «дополненная реальность»), которая является только фоном для более значимых событий.
- Для некоторых из героев, мигрантов по происхождению — это почти реальная страна, которая населена вполне настоящими призраками (точнее, духами, речь идет о религии вуду), помогающими достигать поставленных целей.
(Кстати, с этими духами вы можете «познакомиться» в самом раннем цикле Уильяма Гибсона, «Киберпространство», где они «заселяют» виртуальное пространство.)
- Снова крупный план: «страна призраков» — современная Америка — страна, в которой еще можно найти образы минувшей эпохи. В них многие продолжают верить «по инерции». «Призраки», однако, играют положительную роль в произведении, наказывая тех, кто беззастенчиво присваивает богатство других, взлетая вверх по лестнице успеха, богатства, власти.
(Мы не говорим о нашей стране, но определенные параллели вы можете провести и сами. Хотя писатель, конечно, пишет о своей собственной стране, которая изменилась и продолжает меняться.)
Для полноты впечатлений от «позднего Гибсона» советую прочитать и эту книгу. А также третью книгу трилогии — «Нулевое досье», которую я пока не прочитал и описание книги привести не могу, но доберусь и до нее.
В любом случае, если даже это считать «развлекательным чтивом» (с позиции поклонников «классики», конечно), то такое чтение заставляет задуматься, что-то узнать, прочувствовать. И понять, что все люди планеты уже сильно связаны между собой. Это тоже одна из центральных идей писателя, который пишет о настоящем, но все равно смотрит в будущее, которое уже здесь.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...