• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Королёва Мастер

Чем знаменит крейсер «Варяг» и какова его судьба? Часть 1: легендарная битва

9 февраля (27 января по ст. ст.) 2019 года исполняется 115 лет со дня героического подвига экипажа крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Давайте же вспомним об этом событии.

М. М. Степанов, «Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой», 1952 г. Фото: Общественное достояние

Многие меня станут ругать за то, что опять взялась за тему, в которой я не профессионал. Но я не смогла обойти ее стороной. Вот уже многие годы у нас принято писать о героях и событиях советского периода. Складывается впечатление, что до установления большевистской власти в стране не было неравнодушных людей, совершавших доблестные поступки во благо своей Родины. Но ведь это совсем не так. Именно такими людьми и были моряки с крейсера «Варяг», ценой своих жизней защитившие честь Российской Империи.

Крейсер «Варяг» был заложен в 1898 году на стапелях судостроительного завода в Филадельфии. По своим характеристикам он был самым современным военным судном того времени. Его длина была более 120 метров, ширина 16 метров. Вся обстановка кают и других помещений была сделана из железа, покрашенного в древесный цвет. От дерева практически отказались, во избежание пожара во время боя. «Варяг» был первым большим кораблем, на котором все оборудование работало на электричестве: рулевой привод, элеваторы подачи снарядов к орудиям и т. д. В машинном отделении были установлены паровые котлы Никлосса. Внешне крейсер выглядел красавцем.

В 1900 году «Варяг» был спущен на воду. По пути на Родину его экипаж совершил кругосветное плавание. А в 1901 году судно поступило на службу в Тихоокеанский флот под командование контр-адмирала Всеволода Федоровича Руднева.

«Варяг» на стапеле перед спуском на воду
«Варяг» на стапеле перед спуском на воду
Фото: Общественное достояние

Наступало тревожное время. В отношения России и Японии назревал разрыв. В воздухе запахло войной. Крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» было решено перебросить в Корею в порт городка Чемульпо. Их задачей была военная поддержка русского посольства.

Корабли прибыли к месту службы. Между тем в порту находились моряки Франции, Великобритании, Италии и США.

Прошло время. Поползли слухи о разрыве отношений Японии с Россией. Накануне страшного боя японцы испортили телеграфное и телефонное сообщение русского посольства с Порт-Артуром. Капитан «Варяга» решил идти туда.

В ночь на 9 февраля на корабль прибыл посол Японии с ультиматумом от адмирала С. Уриу. В нем говорилось, что война объявлена. Русским морякам рекомендовалось до 12 часов следующего дня уйти из порта Чемульпо и сдаться на милость победителю.

Контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев
Контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев
Фото: ru.wikipedia.org

В. Ф. Руднев даже не стал думать ни минуты и отказался исполнять требования врагов. Он собрал офицерский состав и объявил им, что завтра крейсер уйдет из гавани и последует до Порт-Артура. Команде было велено готовиться к предстоящему бою.

Утром было общее построение. Экипаж был одет в парадную форму. Капитан обратился к подчиненным с пламенной речью, в которой призывал не посрамить Отечество, биться до конца. В 11.20 под звуки марша корабли «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и отправились на верную гибель.

Моряки иностранных судов были поражены боевым духом русских. Их оркестры заиграли русский гимн. Настало время «последнего парада».

Впереди уже поджидала японская эскадра, значительно превосходившая по числу кораблей и количеству орудий. Адмирал Уриу не мог поверить своим глазам: вместо того, чтобы сдаться, русские на полном ходу шли на них.

Гнетущую тишину разорвал вражеский выстрел. Историческое сражение началось. Первой жертвой пал дальномерный офицер мичман граф Нирод, от которого осталась одна кисть. «Варяг» отвечал во всю мощь своих орудий. Появились раненые, которые перевязывались на скорую руку и возвращались к своим орудиям. В пылу боя матросы встрепенулись, всех охватил боевой экстаз. При попаданиях во вражеские суда все радовались от души. Крейсер, ощерясь орудиями, отстреливался как мог. Чтобы поддержать команду, капитан выходил на мостик, подбадривал людей.

В какой-то момент с мачты был сбит Андреевский флаг. Недолго думая, матрос взял новый и, рискуя жизнью, поднял его ввысь. А вокруг свистело множество осколков, одежда героя была изорвана, но сам он не пострадал.

Осколком фугаса Руднев был тяжело ранен в голову и контужен. Но он не захотел покидать своего поста и из последних сил отдавал приказы команде.

Снарядом был перебит электрический привод рулевого управления. Пришлось перейти на ручное.

Все меньше оставалось прислуги у орудий. Стремительно таяли снаряды. Враг наносил прямыми попаданиями увечья кораблю. «Варягу» приходилось еще прикрывать собой малосильную канонерскую лодку «Кореец», поэтому ему больше досталось.

Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо», 1904 г.
Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо», 1904 г.
Фото: Общественное достояние

Трезво оценив ситуацию, Руднев принял решение вернуться в Чемульпо, залатать пробоины, отремонтировать поломки и потом предпринять еще одну попытку прорваться в Порт-Артур. Но это не было бегством.

Когда крейсер входил в порт, люди с других судов были в шоке от его внешнего вида. Корабль-красавец представлял страшное зрелище, зияя своими ранами.

Бой длился час. Было потрачено 1105 снарядов. Всего погибло 39 человек, ранено — 73. На «Корейце» обошлось даже без раненых.

Иностранцы делали визиты на корабль. Их приводило в ужас количество раненых. Почти вся палуба была залита кровью. В бортах и корме не было пустого места, обшивка была изрешечена осколками. Одна из четырех труб была пробита снарядом. Под впечатлением от увиденного иностранцы предложили тяжелораненых моряков перенести на их корабли.

«Варяг» после сражения
«Варяг» после сражения
Фото: Общественное достояние

Оценив потери, техническое состояние и повреждения крейсера, Всеволод Федорович принял трагическое решение затопить корабль, а «Кореец» взорвать. Выбора не было!

Открыли кингстоны. Началась медленная агония «Варяга». Все с тяжелыми чувствами наблюдали эту страшную картину, которая длилась почти два часа. В это время капитан очень переживал, что японцы успеют пробраться на тонущий корабль и хотя бы на минуту поднимут вражеский флаг. Руднев просил французов выстрелить в крейсер, чтобы быстрее затопить его.

Наконец, все закончилось…

Нельзя обойти вниманием факт, что тяжелораненых варяжцев лечили в японском госпитале. Уриу пообещал считать их потерпевшими кораблекрушение, а не военнопленными. Японский адмирал был поражен подвигом русских. Он выражал свое почтение этим славным воинам.

Весной 1904 года 630 моряков-героев прибыли в Севастополь. Всех их Николай II наградил Георгиевскими крестами. Команду везде встречали с почестями. Проходили обеды в их честь. Восхищению не было конца. Простые люди из разных уголков России прославились на весь мир. Об их подвиге писали все зарубежные газеты.

Все моряки, включая и нижние чины, были приглашены на торжественный вечер в Зимний, где лично царь наградил их именными часами с памятными надписями.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 8.02.2019
Обновлено 23.07.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, бои в русско-японскую войну были страшные. Я читала о гибели адмирала Макарова и его друга -художника Верещагина на броненосце "Петропавловск". Картина военных действий очень похожа и тут, и там.

    Оценка статьи: 5

    • Ляман Багирова Ляман Багирова Грандмастер 2 марта 2019 в 21:17 отредактирован 2 марта 2019 в 21:24 Сообщить модератору

      Магдалина Гросс, да это одна из великих и трагических страниц истории. Да, и вообще, столько великих подвигов совершалось именно на море. А изумительный эпизод с миноносцем "Стерегущий", когда затопили судно, чтобы не досталось противнику? Это было тоже в 1904 году.Правда, сейчас считается, что многое в этой истории - легенда.

      Оценка статьи: 5