Максим Мищенко Грандмастер

Как проходила первая русская кругосветная экспедиция?

В самом начале ХIХ столетия на Земле существовало множество «белых» пятен. Были они и на территории огромной Российской империи. Особенно в пределах Русской Америки, на территории нынешней Аляски.

Шлюп «Нева» в гавани святого Павла на острове Кадьяк. Гравюра по рисунку Ю. Ф. Лисянского Фото: ru.wikipedia.org

Чтобы добраться сюда, требовалось много времени и сил. Царское правительство этот факт заботил, и в 1803 году решено было организовать длительное кругосветное путешествие (с заходом на Аляску). Это дало бы возможность доставить поселенцам необходимые для них предметы.

В плавание определили два корабля: «Надежда» и «Нева». Первым командовал Иван Фёдорович Крузенштерн, вторым — Юрий Фёдорович Лисянский.

К этому моменту у России было некоторое «отставание» в плане кругосветных экспедиций. И описываемое ниже событие с лихвой это отставание компенсировало, достойно войдя в историю мореплавания.

Русские корабли отплыли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Они двинулись по Балтике к Дании, а затем им следовало пройти мимо Канарских островов и добраться до берегов далёкой Бразилии.

Иоганн Вейч,
Иоганн Вейч, «Портрет И. Ф. Крузенштерна», около 1808 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В этом путешествии произошло ещё одно небольшое, но знаменательное для нашего флота событие.

26 ноября 1803 года корабли экспедиции впервые в истории русского флота пересекли экватор.

«Надежда» и «Нева» проплыли вдоль побережья Южной Америки, обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Тут суда потеряли друг друга из виду. Тогда Лисянский направил «Неву» к острову Пасхи. Такая предварительная договорённость с Крузенштерном на всякий случай была.

«Надежду» удалось встретить возле Маркизских островов. Оттуда суда совместно двинулись в сторону Гавайского архипелага.

Далее экспедиция разделялась.

  • Крузенштерн направился в сторону Камчатки (в Петропавловск), откуда ему после отдыха следовало плыть с дипломатической миссией в Японию.
  • Лисянский поплыл в сторону острова Кадьяк, то есть к берегам Русской Америки.

До острова Лисянский добрался 14 июля 1804 года. Здесь русские моряки задержались почти на 14 месяцев.

Портрет Ю. Ф. Лисянского
Портрет Ю. Ф. Лисянского
Фото: ru.wikipedia.org

«Нева» доставила русским колонистам в Америке много необходимых вещей. Экипаж русского судна участвовал в восстановлении крепости на острове Ситка. После этого крепость назвали Новоархангельской, и она стала центром Русской Америки.

Кроме того, экипаж «Невы» проводил множество исследований побережья русских владений, благодаря чему была составлена подробнейшая карта изученных мест.

Лишь в сентябре 1805 года, запасшись ценной на мировых рынках пушниной, «Нева» отправилась через океан в Китай, в порт Кантон.

С Крузенштерном удалось соединиться в Южном Китае, в городе Макао. Здесь мореплаватели провели 2 месяца, и результатом этого явилось укрепление дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем. Далее корабли отправились к берегам Родины.

Шлюп «Надежда» в штормовую погоду
Шлюп «Надежда» в штормовую погоду
Фото: ru.wikipedia.org

Путь этот проходил мимо мыса Доброй Надежды. И тут суда вновь потеряли друг друга из виду.

Лисянский принимает решение идти в одиночку прямо к Англии, не заходя ни в какие порты для отдыха, либо пополнения провизии.

Этот участок путешествия занял 142 дня и явился поистине уникальным моментом в истории мореплавания.

«Нева» сделала остановку лишь в английском Портсмуте. Здесь судно задержалось на две недели, а затем вышло на финальный отрезок своего удивительного путешествия.

В Кронштадт корабль Лисянского прибыл 5 августа 1806 года.

То есть кругосветная экспедиция русских моряков длилась три года без двух дней!

Самым важным результатом первой русской кругосветной экспедиции явилось детальное изучение таинственных берегов Русской Америки и целой группы островов близ американского побережья. Эти исследования позволили появиться новому направлению в мировой науке — океанографии.

Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы»
Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы»
Фото: ru.wikipedia.org

После возвращения на Родину Лисянский получил чин капитана 2-го ранга. Ещё во время путешествия он стал систематизировать свои путевые заметки, чтобы в будущем оформить их в большую обстоятельную книгу.

Впрочем, по разным причинам выход книги задержался. Она появилась лишь в 1812 году, причём издана была на средства самого автора.

Умер Юрий Фёдорович Лисянский в 1837 году, в возрасте 64 лет. Его именем назван небольшой необитаемый остров в Тихом океане, открытый в 1805 году.

Статья опубликована в выпуске 11.05.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: