Мастерство в импровизации
Это декоративно-прикладное искусство уникально, поскольку в нем всегда присутствует импровизация: мастера росписи жостовских подносов практически не делают эскизов будущих работ. Сложно вообразить, что все эти превосходно, детально прорисованные цветы с совершенными линиями и изгибами, собранные в такие объемные, словно «живые», букеты, перенесены на металлическую основу напрямую из воображения мастера. Насколько же нужно быть профессионалом своего дела, чтобы творить такие шедевры прикладного искусства так легко, изящно и без какой-либо подготовки в виде эскизов и набросков!
Помимо этого, восхищает и скорость, с которой работают мастера росписи жостовских подносов, и сам процесс: чтобы рисунок, роспись смотрелась хорошо со всех сторон подноса, мастер крутит его, рассматривая и расписывая с разных сторон, под разными углами. Это требует твердых, уверенных мазков и, несомненно, крепких рук. Особенно учитывая, что свои ошибки им не так уж просто будет исправить: масляную краску, которую используют для росписи жостовских подносов, весьма проблематично стереть или перекрыть новым цветом. И при этом данная техника имеет ещё одну удивительную особенность: максимально плавные переходы цвета, игра теней и полутеней.
Вероятно, именно благодаря всем этим нюансам и специфике работы мастеров, букеты и венки (а это основа данной техники декорирования) на жостовских подносах с ручной росписью выглядят такими яркими, сочными, «живыми», объемными, словно трехмерными. Ну и конечно, стоит ли лишний раз напоминать, что каждый жостовский поднос является неповторимым, уникальным и оттого более ценным.
Нюансы технологии
К слову, сама жостовская роспись неотъемлема от подносов и практически не используется где-то ещё, потому уместнее говорить о жостовских подносах, нежели о жостовской росписи.
Сами основы под роспись, собственно подносы, делают металлическими, жестяными, из листового железа. Заготовку делают вручную или с использованием пресс-форм. После придания формы изделие тщательно подготавливают и обрабатывают для дальнейшего декорирования. Прежде всего, будущий поднос грунтуют, затем шлифуют и покрывают лаком. Все это делается для придания ему идеальной ровности и гладкости, необходимой для равномерного нанесения краски.
Сами масляные краски, которыми работают художники, расписывающие жостовские подносы, зачастую разбавляются льняным маслом. А пишут ими узоры кисточками всевозможных форм и размеров, чаще беличьими.
Сама техника разбита на два этапа:
- замалевка — белой плотной краской рисуется основа будущих элементов цветочной композиции;
- и выправка — собственно финальная роспись.
Так делается потому, что фон на жостовских подносах, как правило, темный (черный, реже темно-красный, синий, зеленый). Чтоб цветы получились яркими, мастеру приходится прокладывать светлую основу под них на темное основание подноса.
Жостовские подносы всегда служили показателем хорошего эстетического вкуса своего хозяина, но не так уж и часто служили по прямому предназначению — для переноса посуды: чашек для чаепития, блюд, самовара. Для таких целей использовались подносы попроще, бытовые, а вот декоративным жостовским в доме отводились особенные задачи: на них торжественно и красиво выносили визитки дорогим, знатным гостями, а ещё ими нередко просто украшали стены.
Вехи истории
Раз уж мы затронули тему былых времен, то нелишним будет рассказать и немного об истории самих жостовских подносов, жостовского ремесла, так сказать.
Жостово (сейчас это Мытищинский район Московской области) — несколько подмосковных сел, где чуть ли не в каждой семье жил художник. В мастерских Жостова делали изделия из папье-маше, покрытые лаком и расписанные масляными красками — это предшественники жостовских подносов. Со временем папье-маше сменил металл, но основные принципы работы художников и любимый сюжет (конечно же, цветы) остались неизменными.
Точной даты возникновения жостовской росписи и начала изготовления жостовских подносов, естественно, никто назвать не может. Впрочем, несомненно важными для этого ремесла являются 1825 год и имя Осип Филиппович Вишняков (именно в тот год он открыл свою мастерскую). Семья Вишняковых сделала немыслимо много для развития такого декоративно-прикладного искусства, как изготовление и декорирование жостовских подносов.
И сегодня это ремесло не утратило своей актуальности. Там же в Жостове на улице Дивной (какое подходящее название) расположена фабрика декоративной росписи, где, несмотря на «фабричный формат», вручную создаются настоящие народные произведения искусства со всемирной популярностью и неиссякаемым спросом — жостовские подносы.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...