В мире существуют всего четыре музея, посвященных исключительно гармонике — в Германии, США, Италии и России. По составу и разнообразию фонда московский музей можно назвать крупнейшим. Об истории развития гармоники и нескольких музыкальных инструментах, представленных в постоянной экспозиции музея — в материале Мосгортура.
Шэн
Основатель Музея русской гармоники Альфред Мартинович Мирек заинтересовался гармоникой еще в возрасте 14 лет, когда в 1936 году увидел аккордеон в советском фильме «Девушка спешит на свидание». За свою жизнь он успел не только собрать одну из крупнейших коллекций гармоник, но и написать множество научных трудов, им посвященных.
Одним из результатов его многолетней работа стала схема «Генеалогическое древо основных видов язычковых инструментов». У истоков этой музыкальной «родословной» находится шэн — музыкальный инструмент, появившийся более 5000 лет назад в Китае.
Дальний предок современных гармошек долгое время почитался китайцами как «чистый» инструмент — тот, на котором можно было исполнять священную музыку. Но несмотря на это, шэн использовался и в «мирских» целях — на нем играли во время карнавалов и праздников. Подобные музыкальные инструменты широко использовались и в других азиатских странах: в Японии это был гонофуй, а в Лаосе — кэн.
Доподлинно неизвестно, как о шэне узнали европейцы. По одной из версий, первым из них этот инструмент увидел Марко Поло, путешествовавший по Поднебесной в XIII веке. В Российскую империю шэн попал в XVIII столетии — петербургскому двору его представил немецкий музыкант Иоганн Вильде.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Гармоника Франтишека Киршника
Узнав о существовании шэна, европейские изобретатели стали экспериментировать над формой нового музыкального инструмента, вдохновленного устройством китайского собрата. Одной из первых таких разработок стала регаль-библия, созданная в 1575 году. Она была переходной ступенью от органа к ручной гармонике. Свое название этот музыкальный инструмент получил из-за схожести с большой «книгой-библией».
За звание родины первой настоящей гармоники «спорят» Германия и Россия. Долгое время ее годом «рождения» считался 1822 год — тогда она была представлена в Берлине. Однако в своих исследованиях Альфред Мирек утверждал, что в Российской империи подобный инструмент появился более чем на 40 лет раньше.
Чех по происхождению, изобретатель Франтишек Киршник за свою жизнь объездил всю Европу. В Голландии, Германии, Дании и других странах он изучал секреты местных органных мастеров. После многих путешествий он поселился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В 1780 году начал разработку принципиально нового музыкального инструмента и уже через три года представил петербургской публике свою «гармонику». Очень быстро она завоевала большую популярность у представителей высших слоев российского общества.
Изобретение Киршника больше напоминает маленькое переносное фортепиано, но принцип звукоизвлечения у него такой же, как и у современной гармошки. Экземпляр, представленный в экспозиции Музея русской гармоники, по сохранившимся чертежам воссоздал сам Альфред Мирек.
Саратовские гармоники
Спустя несколько десятков лет после представления гармоники Киршника российской знати этот инструмент в усовершенствованном виде перекочевал из дорогих петербургских салонов на базары, улицы и площади, став одним из самых ярких и узнаваемых символов русской народной культуры.
Родиной русской гармошки специалисты называют Тулу. В 1830-х тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов привез с Нижегородской ярмарки иностранную гармонь. Помимо яркого звучания, его заинтересовало внутреннее устройство этого музыкального инструмента. Без каких-либо инструкций и чертежей Сизов сам разобрал гармонь и собрал ее точную копию, ничем не уступавшую иностранному оригиналу.
Его работой заинтересовался другой тульский промышленник Тимофей Пименович Воронцов, который основал первую в Российской империи гармонную фабрику.
С тех пор в России появилось огромное количество видов гармошек — нигде в мире не существует такого разнообразия. Горьковская, Тульская, Петербургская, Новгородско-Тверская и другие — практически в каждом регионе есть свой вид этого народного инструмента. Причем все русские гармошки отличаются друг от друга не только внешним видом и звучанием, но и инженерным решением. Бывают даже случаи, что виртуоз игры на гармошке из Череповца не может показать все свое мастерство на ее «сестре» из Санкт-Петербурга. Такое разнообразие гармоник появилось в Российской империи благодаря огромным размерам страны и отличиям местного фольклора.
Одни из самых интересных на российской ветви генеалогического древа гармоник — саратовские гармошки. На первый взгляд, от других инструментов они отличаются лишь наличием на левой стороне корпуса двух звонков, но у этого инструмента есть и другая, более важная особенность — одна и та же кнопка его клавиатуры дает разный звук при «разжиме» и «сжиме» меха.
Гармоника-кларнет
После салонов, базаров и улиц гармоники стали приходить в классические концертные залы. Впервые инструмент, сделанный для игры в составе оркестра, появился в 80-х годах XIX века, когда его создал тульский изобретатель Николай Иванович Белобородов. В ансамбле, который он собрал, играли несколько музыкантов с гармонями, звучавшими в разных диапазонах — от пикколо до контрабаса.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Последователи Белобородова не остановились и пошли дальше. Еще в начале правления советской власти в СССР создали «Симфонический оркестр тембровых гармоник». Его существование было своеобразным экспериментом. На концертах зрители видели странную картину: на сцену выходили, казалось бы, обычные музыканты во фраках и галстуках-бабочках, но в руках у каждого из них вместо традиционного струнного или духового инструмента была гармоника. Как только дирижер взмахивал руками, из причудливых деревянных коробов раздавались звуки флейты, валторны, трубы и других инструментов.
К сожалению, этот оркестр долго не просуществовал — мастера не передали секреты создания уникальных гармоник будущим поколениям музыкантов.
Одним из таких инструментов была гармоника-кларнет, представленная в музее Альфреда Мирека.
Гармошка-тюбетейка
Развитие гармоники позволяло изобретателям экспериментировать как со звучанием, так и с размером инструмента. До наших дней дошли даже экземпляры высотой в человеческий рост. Такие инструменты предназначались только для совместной игры двух музыкантов — один человек просто физически не мог исполнить какое-либо произведение.
В противоположность им существуют и совсем крохотные инструменты, размером с несколько спичечных коробков. В собрании Музея русской гармоники Альфреда Мирека есть коллекция таких миниатюрных гармошек, которые называются «черепашками».
Существуют две версии происхождения этого названия:
- первая — небольшие корпусы этих музыкальных инструментов напоминали музыкантам панцири черепах;
- вторая заключается в том, что первые миниатюрные гармошки начали делать в Череповце.
На первый взгляд, эти небольшие представители семейства гармоник напоминают детские игрушки. Конечно, о богатстве звучания таких инструментов не может быть и речи, но этого от них не требуется. Гармошка-черепашка — одна из представительниц музыкальной эксцентрики, с ней до сих пор любят выступать артисты, клоуны и скоморохи.
Уменьшением размеров дело не ограничивалось — мастера создавали гармошки самых причудливых форм: существуют, например, музыкальные инструменты в виде сапожка и тюбетейки.
На гармошке, которая скрывается в тюбетейке, артисты играли, не снимая этот «убор» с головы. В ее верхней части искусно спрятаны клавиши, на которые нажимал музыкант. Сегодня их расположение можно увидеть только приглядевшись, благодаря небольшим потертостям на ткани.
Ножные басы
Зрители привыкли видеть гармонь в руках музыканта, но существуют виды этого музыкального инструмента, созданные для игры ногами.
Ножные басы, или «ногофон», как еще называют этот инструмент, были изобретены в Бельгии в 1894 году и пользовались широкой популярностью у европейских гармонистов вплоть до 1945 года. Вскоре после окончания Второй мировой войны их выпуск прекратился.
Такая гармоника использовалась для аккомпанирования инструменту, который был у музыканта в руках, и обогащала его звучание. Причем это могла быть как гармонь, так и любой другой музыкальный инструмент.
Сегодня бельгийские мастера пытаются возродить «ногофон», выпуская небольшие партии. В России сохранилось всего три экземпляра ножных басов, и один из них хранится в коллекции Музея русской гармоники Альфреда Мирека.
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.